Владимир Блинков,экономический обозреватель
Страны Восточной Европы (Польша, Словакия, Чехия и Венгрия) в последние годы испытывают огромные финансовые проблемы - с 2020 г. их бюджеты дефицитны и размеры дефицита растут. Так, дефицит бюджета Венгрии достиг в 2022 г. 4,9% ВВП (7,21 млрд долл.), Польши – 4,4%, Чехии – 4,3%, Словакии – 2%. Одной из причин ухудшающегося финансового положения этих стран стал, как отметил аналитик Дэниэл Вуд из инвестиционной компании William Blair International, «конфликт на Украине, который ударил по дефициту их бюджетов с двух сторон – доходной и расходной».
Правительствам Польши, Чехии и Словакии, которые следуют в фарватере антироссийской политики Запада, и Венгрии – которая находится в ее арьергарде, пришлось значительно увеличить расходы. Дополнительные траты связаны, во-первых, с военной помощью Украине. По данным зарубежных источников стоимость такой «помощи» Украине со стороны Польши на начало 2023 г. составила 6,5 млрд долл.( 3-е место после США и Англии), Чехии - - 2,1 млрд долл. (8-е место), Словакии – более 1 млрд. (Венгрия ограничивалась пока поддержкой в реабилитации бойцов, получивших травмы во время боевых действий, а также в невоенном обучении военнослужащих).
Кроме того, регион сталкивается с косвенными последствиями военного конфликта, обусловленными европейскими санкциями в отношении России (отказ от российских энергоносителей, металлов и т.д.), что повлекло за собой рост инфляции, которая в большинстве этих стран имеет двухзначный показатели. Так, в Польше она увеличилась до 18,3%, а в Венгрии превысила 25% (последнее заставляет правительство Виктора Орбана держаться за энергетические связи с Россией, без них в венгерской экономике сразу случится кризис). Рост энергозатрат повлек за собой увеличение трат для населения и реального сектора и стал причиной роста расходов на субсидирование промышленности и домохозяйств. Так, по оценке премьера Венгрии Виктора Орбана дополнительные затраты Венгрии составляют около 10 млрд евро в в год.
Третьим значимым фактором роста расходов в государствах Восточной Европы стали затраты, связанные с содержанием украинских беженцев.
И наконец - это рост расходов на модернизацию вооруженных сил. Наиболее сильно они увеличились в Польше – на 11%.
На формировании доходной части их бюджетов негативно сказался рост энерготарифов и цен на сырье и последовавшее за этим снижение рентабельности промышленности, а также отмена квот и пошлин на поставки украинской продукции на восточноевропейский рынок в качестве одного из элементов поддержки Украины. Как оказалось восточноевропейским аграриям совершенно не нужно дешевое украинское аграрное сырье, хлынувшее на их рынки, поскольку это приводит к разрушению их собственных фермерских хозяйств. Из-за наплыва дешевой украинской агропродукции, по экспертным оценкам, фермеры из Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии и Словакии потеряли 417 млн евро доходов.
Отметим, что все упомянутые страны с момента вступления в ЕС были получателями значительных дотаций из общеевропейского бюджета. Так, в 2022 г. Польша получила 11,2 млрд евро, Венгрия – 5 млрд евро, Чехия – 2,1 млрд евро, Словакия – 1,6 млрд евро. И если до начала украино-российского конфликта этих средств хватало «для сведения концов с концами», то сейчас их уже недостаточно.
Для снижения дефицита бюджета правительства восточноевропейских стран заявили о переходе к режиму жесткой экономии. Так, 11 мая правительство Чехии (премьер-министр республики Петр Фиала) представило пакет мер по снижению дефицита бюджета. Большую часть мер по снижению дефицита планируется обеспечить за счет сокращения дотаций. В частности, правительство отменит двадцать две налоговых льготы, введет две повышенные ставки НДС вместо нынешних трех и увеличит акцизные сборы на алкоголь и табак. Кроме того, будут повышены некоторые налоги, в том числе на имущество, выигрыш и на деятельность частных предпринимателей. Но, пока эти меры ощутимых результатов не дали, а только ухудшили настроения населения.
В сложившихся условиях восточноевропейские правительства вынуждены активно использовать международные долговые рынки, на которых они сейчас в лидерах по продажам государственных долговых обязательств. Так, в первом квартале 2023 г. они заняли на мировом рынке 32 млрд долл., втрое больше, чем за такой же период год назад. В итоге, государственный долг Польши увеличился на 9 млрд долл., Румынии – на 6 млрд, Венгрии – на 5 млрд, а Словакии – на 4 млрд.
Чтобы привлечь покупателей, финансовым властям этих государств пришлось повысить купонную доходность по облигациям. В итоге, сегодня доходность их суверенных долгов, по данным «Bloomberg», значительно превышает средний показатель для развивающихся государств (1,4%). Так, у Венгрии она равна 4,1%, у Польши - 2,4%.
Причем, разворот в сторону внешних долговых рынков происходит в то время, когда, как отмечалось, инфляция разрушает их экономику. Это уже привело к росту «местных» процентных ставок больше, чем в США и Западной Европе. Например, в Польше - крупнейшей экономике региона, доходность 10-летних облигаций достигла 6%, что в четыре раза больше, чем всего два года назад. В итоге, ее долларовые облигации в настоящее время торгуются с доходностью, аналогичной доходности Филиппин, Индонезии и Уругвая, которые ранее считались значительно более рискованными.
По мнению аналитиков, опрошенных агентством Bloomberg, в случае продолжения украино-российского конфликта, вероятен дальнейший рост дефицита бюджетов восточноевропейских стран. Как считает эксперт лондонской компании Aviva Investors Нафез Зука, потребности восточноевропейских правительств в деньгах останутся высокими и они будут вынуждены продолжить активную заемную политику.
Но, после того как центральные банки по всему миру подняли процентные ставки, занимать на них становится все дороже. Так Польша платит уже 5,5% годовых по новым 30-летним облигациям по сравнению с 4% в 2021 г. Это указывает на вероятное формирование «эффекта долговой ловушки», когда вновь созданные долги восточным европейцам придется погашать по значительно большей ставке, чем раньше, что, при отсутствии перспектив экономического роста, будет сложно сделать.
Их основной надеждой становится европейская финансовая помощь. И политики восточноевропейских стран периодически поднимают вопрос о необходимости расширения их финансовой поддержки со стороны Евросоюза. Но, пока проблемы восточноевропейских стран становятся только дополнительным фактором трений внутри Евросоюза. Страны-доноры (Германия, Франция и др.) не демонстрируют желания компенсировать им дополнительные расходы т.к. перед ними самими встает проблема выживания.
Единственный вариант, который может способствовать выходу из «замкнутого круга» - приход к власти прагматичных лидеров, приоритетом для которых окажутся национальные, а не американские интересы.