Москва
18 ноября 2025 / 08:21
Москва
18 ноября 2025 / 08:21
Котировки
USD
18/11
81.1302
0.0000
EUR
18/11
94.4179
0.0000
Политика
Хиросима: США прощают всех, кому должны
Вашингтон вновь не извинился за атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
21 мая 2023 / 12:06
Хиросима: США прощают всех, кому должны

Андрей Ильяшенко, международный обозреватель

Очередной саммит «Большой семерки» (G7) в Хиросиме, как и следовало ожидать, начался с возложения венков к монументу погибшим от атомной бомбардировки 6 августа 1945 года и посещения мемориального музея. Среди западных лидеров, почтивших память более чем 200 тысяч погибших, в основном мирных горожан, разумеется, был и президент США Джо Байден. Хозяева саммита очень хотели бы услышать от него, как главы государства, единственного в истории применившего атомное оружие, хоть какие-то заявления по этой теме. Как бы не так.

Еще накануне встречи советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заранее предупредил, что Байден не будет извиняться за атомные бомбардировки городов Хиросимы и Нагасаки. В частности, советник президента заявил: "С его [Байдена] точки зрения, это не двустороннее мероприятие. Группа лидеров G7 придет отдать дань уважения как истории, так и премьер-министру [Японии Фумио] Кисиде, который родился в Хиросиме".

Кстати, г-н Салливан был не совсем точен: Кисида родился Токио, а в Хиросиме он провел детство, и этот город является его избирательным округом на выборах в парламент. Эту неточность своего советника 18 мая повторил и президент Байден, приветствуя Кисиду на их двусторонней встрече накануне открытия саммита. Более того, Байден назвал японского лидера не премьер-министром, а президентом Японии. Хотя для 80-летнего президента США такие оговорки совсем не редкость – для него они скорее норма. 

Между тем, проблема эта существует в японо-американских отношениях. Официальный Токио ее не замалчивает. Написано об американской бомбардировках Хиросимы и Нагасаки, вопреки существующим в России заблуждениями, и в японских учебниках. Но и не раздувает. Все же США  – главный союзник, гарант безопасности, важнейший торговый партнер, да и вообще образец в мировых делах. Но до определенной степени.

Еще в 1960 году группа «хибакуся», как называют в Японии пострадавших от атомной бомбардировки, подала судебный иск к своему правительству с требование дать оценку трагедии Хиросимы и Нагасаки и выплатить компенсации. Иск был отклонен, но судебное решение включало утверждение, что неизбирательный характер ущерба и бесчеловечность последствий радиации нарушали Гаагскую конвенцию о ведении сухопутной войны. Это был своего рода прецедент, из которого вытекает, что имело место военное преступление, совершенное США. Но дальше этого дело тогда не пошло.  

Вместе с тем заметное раздражение вызвала в Японии ремарка президента США Билла Клинтона, посвященная этому вопросу. Дело было в 1995 году, накануне 50-летия Хиросимы, и журналисты спросили его, должны ли Соединенные Штаты извиниться за бомбардировку, и был ли прав президент США Гарри Трумэн, санкционировав ее. Клинтон дал краткий и исчерпывающий ответ: "(по первому вопросу) – нет, и, (по второму вопросу) основываясь на фактах, которыми я располагаю, да".

В США это заявление восприняли как само собой разумеющееся. Японцы начали первыми, получили сдачи, и нечего плакаться. Скажите спасибо, что третью бомбу не бросили, планы такие были. Но в Японии оно вызвало возмущение. Глубинную точку зрения выразил тогдашний премьер-министр Японии Томиити Мураяма: "Это зверство". Премьер посчитал, что Клинтон одобрил "массовое убийство огромного числа мирных жителей, не участвовавших в боевых действиях". 

Японские политики из всех основных партий потребовали, что бы Клинтон взял свои слова обратно. Дело шло к тому, чтобы тема стала предметом обсуждения глав дипломатии двух стран.

При этом японцы категорически не принимают американскую версию о том, что бомбардировка Хиросимы привела к окончанию войны. В 1994 году Почтовая служба США хотела выпустить юбилейную марку с надписью "Атомная бомба ускоряет окончание войны". Японцы возмутились. Формулировка была сочтена неприемлемой, поскольку она рассматривалась как оправдывающая применение ядерного оружия, и проект с маркой прикрыли.

Черту под антиклинтоновской дискуссией тогда подвел официальный представитель японского правительства Кодзо Игараси: "Мы считаем, что дебаты о войне, аргументы, а затем и контраргументы  – это не то, в чем полезно участвовать. Мы чувствуем, что должны сохранять спокойствие", но при этом он добавил и следующее  – "Какими бы ни были причины этого, существование атомной бомбы и ее использование в войне непростительно с человеческой точки зрения... Когда бы ни представился случай, мы должны обсудить это, чтобы улучшить взаимопонимание с американцами".

Позиция двойственная – ссорится по этому поводу Токио с американцами не хочет и не может, но справедливость диктует требовать от них неких реверансов. А сейчас возникла и политическая необходимость.

В пору своего президентства Барак Обама в 2016 году первым из американских лидеров посетил Хиросиму. Программа та же: венки к монументу, музей, встреча с «хибакуся». О сожалении и ответственности США полное молчание. Теперь та же история с Байденом.

Однако Япония сейчас действительно переживает исторический момент. Руководство страны взяло курс на активную ремилитаризацию. За последние полгода пересмотрены доктринальные документы по обороне и военному строительству, предполагается довести военный бюджет до 2%  ВВП, объявлено о закупке американских крылатых ракет «Томагавк», а также модернизации собственных ударных вооружений. В повестке дня ревизия пацифистских положений конституции.  

Далеко не все из этих шагов пользуются поддержкой населения страны, а за рубежом, прежде всего в Азии, пострадавшей от японцев в годы Второй мировой войны, вызывают откровенное беспокойство. Взлелеянный десятилетиями международный имидж Японии как миролюбивого экономического гиганта рассыпается на глазах. А ведь это уникальный элемент «мягкой силы» Японии, ее международного авторитета. И это беспокоит Токио.

В мае японский МИД, по сути, заставил американский журнал Time изменить надпись на обложке последнего номера. Издание пометило там анонс интервью с главой правительства Японии под заголовком "Премьер-министр Фумио Кисида превращает некогда пацифистскую Японию в военную державу". Формулировку пришлось поменять на «Кисида придает некогда пацифистской Японии более уверенную роль на мировой арене». Ну да, дайкон слаще васаби?

Поэтому и выбор хозяевами саммита Хиросимы в качестве места проведения встречи не случаен. Токио стремится вновь напомнить миру о том, что страна понесла огромный моральный и материальный ущерб от атомной бомбардировки и не может теперь не быть образцом миролюбия. В свою очередь премьер-министр Кисида как хозяин встречи инициировал пассажи в совместном заявлении по итогам саммита, где указано, что страны G7 "привержены достижению мира без ядерного оружия, чтобы не наносить ущерб безопасности стран, используя реалистичный, прагматичный и ответственный подход".

Похвалив себя, «семерка» естественно осудила Россию, которая не так давно напомнила о своем статусе ядерной державы неуемным любителям жить только по собственным правилам.

Тут было бы крайне уместны слова сочувствия американского президента Байдена, прозвучавшие на фоне мемориала жертвам бомбардировки. Или хотя бы его скорбная мина в музее, посвященном хиросимской трагедии. Но нет. Даже «телекартинки» из музея, где собрано около 100 тыс. экспонатов из этого атомного ада, не было.

Японское телевидение сейчас транслирует возмущенные заявления активистов антиядерного движения Японии: что лидеры «семерки» там вообще делали 40 минут? Что смотрели? Какова была реакция?

Реакция Байдена осталась только в книге почетных посетителей: «Пусть истории, рассказанные в этом музее, напомнят нам всем о нашем долге строить мирное будущее. Давайте вместе двигаться дальше к тому дню, когда ядерное оружие будет окончательно и навсегда уничтожено. Давайте верить в это!».

Америка извиняться и сочувствовать не стала и на этот раз. И не будет. Но и японцы ей Хиросиму не простят.