Юрий Веселов, военный обозреватель
Новость о передаче Реджепу Эрдогану пяти процентов голосов избирателей «бронзового призера» Синана Огана взорвала медиапространство как в самой Турции, так и на Западе. Третий претендент на пост главы Турецкой Республики в своей избирательной кампании использовал некоторые тезисы, которые были близки программе основного соперника Эрдогана – ориентирующегося на европейские «ценности» оппозиционера Кемаля Кылычдароглу. По результатам первого тура выборов он проиграл лидеру всего лишь четыре процента голосов.
Поэтому до конца прошлой недели интрига сохранялась. Но 22 мая Синан Оган неожиданно (так ли?) официально объявил о поддержке в избирательной гонке действующего главы государства и призвал своих сторонников (111,5 тысяч) отдать свои голоса в пользу Эрдогана.
Таким образом, шансы действующего лидера на победу значительно увеличились. Местные политологи склоняются к тому, что Реджеп Эрдоган в очередной раз станет главой государства. Они же склоняются к тому, что и часть электората Кемаля Кылычдароглу, в особенности избиратели старшего поколения, перейдут на сторону лидера. Этому во многом содействовала Россия, руководство которой решило продлить так называемую «зерновую сделку», обеспечившую сохранение работы для нескольких десятков граждан.
Вместе с тем турецкие политологи не исключают после подсчета голосов «продолжения выборной темы», а именно обострения внутриполитической обстановки. Проигравшие соперники могут спровоцировать своих сторонников к акциям неповиновения и другим выступлениям толпы под предлогами подтасовки результатов или иных «нарушений».
Не секрет, основными финансовыми спонсорами и идеологическими разработчиками программы Кылычдароглу были политтехнологи США и Западной Европы. В его поддержку были вложены колоссальные средства, лишь бы только снизить авторитет Эрдогана и снять его с маршрута избирательного ралли. Расчет также делался на турецкую диаспору за рубежом. Но не получилось. К разочарованию Запада, она в основном выступила в поддержку президента.
Что можно ожидать?
Не исключено, что американцы и европейцы сначала не признают победу Эрдогана, вложат дополнительные средства для развертывания в Турции острых конфликтов на межэтнической основе. Одновременно Запад инициирует введение против страны проведение ползучих «тихих» санкций в виде блокирования выполнения под различными предлогами торговых соглашений, свертывания активности банковской деятельности, негласного запрета вложения инвестиций в экономику Турции, дестабилизации работы туристического сектора и другое.
Пентагон ужесточит меры и до минимума ограничит поставки туркам военного имущества, а главное – запасных частей и деталей для американского оружия и военной техники, в которых наиболее остро нуждается турецкая армия. Антитурецкие меры не обойдут стороной и соседнюю Сирию. Здесь янки уже приступили к формированию «Национальной сирийской армии». В ее состав войдут боевики террористических и радикальных исламских вооруженных группировок, недобитых в ходе боевых действий в Ираке и Сирии.
По замыслам Пентагона, данная военная организация должна стать союзническим объединением кудско-арабских «Сирийских демократических сил», находящихся в конфронтации с размещенными в Сирии турецкими войсками. Боевики длительное время размещались в районе американской военной базы Ат-Танф на стыке границы с Иорданией и Ираком, и их военная подготовка под руководством иностранных инструкторов прежде всего ориентирована на ведение боевых действий против сирийских правительственных войск.
Таким образом, Вашингтон планирует усилить боевые возможности своих курдских союзников, которые в перспективе могут выступить на стороне дислоцирующихся в северо-западном анклаве Идлиб террористических формирований.
Однако, учитывая решительный характер Эрдогана и его авторитет в армии и других силовых структурах страны, американцам вряд ли удастся трансформировать отдельные выступления неудовлетворенной результатами выборов толпы в «цветную революцию» в Турции по образу и подобию событий в арабских странах.