Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Экономическое сотрудничество Москвы и Тегерана набирает обороты. На днях иранскую столицу посетила председатель Банка России Эльвира Набиуллина, которая обсудила во вторник с иранским коллегой Мохаммадом Фарзином необходимость укрепления торговых обменов и использования национальных валют в двусторонней торговле.
На встрече в Тегеране Фарзин подчеркнул необходимость расширения сотрудничества в области банковской инфраструктуры, сославшись на обширные коммерческие возможности Ирана и РФ.
И это не протокольные фразы.
Россия в условиях ужесточения санкций Западом продолжает развивать новые логистические маршруты. В Тегеране в ходе визита вице-премьера России Александра Новака было оформлено межправительственное соглашение «О сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для создания железной дороги Решт—Астара на территории Ирана для развития перевозок по международному транспортному коридору (МТК) Север — Юг. Президенты России и Ирана Владимир Путин и Эбрахим Раиси приняли участие в подписании этого документа по видеоконференцсвязи.
«Уникальная транспортная артерия Север — Юг, частью которой станет железная дорога Решт—Астара, поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки. Перевозки по новому коридору будут обладать значительными конкурентными преимуществами. В частности, доставка грузов, скажем, из Санкт-Петербурга в Мумбаи займёт около 10 суток. Для сравнения: время по традиционным торговым маршрутам составляет до 30–45 суток. То есть налицо существенная экономия по срокам и затратам», — заявил Путин.
В свою очередь, высоко оценил сделку Новак: «Это очень важное соглашение, которое позволяет нам перейти на новый этап развития сотрудничества в транспортной области. Следующий этап — строительство участка магистрали Астара—Решт протяжённостью 162 км, который замкнёт железнодорожное сообщение по территории России, Азербайджана и Ирана от Усть-Луги и Санкт-Петербурга до порта Бендер-Аббас в Персидском заливе. Как только этот проект будет реализован, у нас появится сквозной маршрут транзитных поставок продукции в Европу и на рынки стран Персидского залива. По сути, это глобальное изменение логистических цепочек. После реализации проекта грузооборот России и Ирана по железной дороге составит не менее 15 млн тонн в год по объему транзитных грузов с перспективой расширения. Этот проект может стать альтернативой Суэцкому каналу».
Определены параметры финансирования: по словам Новака, строительство участка Решт—Астара в Иране потребует €1,6 млрд, при этом €1,3 млрд будет профинансировано за счет межгосударственного кредита, российская доля в котором составляет 85%. «Кредит возвратный в течение срока окупаемости этого проекта», — уточнил вице-премьер.
Актуальность развития маршрута повысилась в прошлом году, когда в условиях западных санкций заметно возрос транзит товаров в Россию через Иран, и действующие транспортные пути оказались перегружены. Кроме российско-иранского соглашения предстоит подписать трехсторонний российско-иранско-азербайджанский договор о строительстве железнодорожного пути между станциями Решт (Иран) и Астара (Азербайджан).
Итак, железная дорога Решт—Астара — важное звено МТК Север — Юг, проходящего от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи. Его ключевое назначение — обеспечить грузопотоки между Россией и странами Закавказья, Каспийского региона, Ирана, государствами Южной Азии, Персидского залива. Общая протяженность МТК — 7200 км. В районе Каспийского моря коридор Север—Юг организован по трем маршрутам: транскаспийскому — с использованием портов России и Ирана; западному — через Азербайджан; восточному — через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан. Постройка участка железной дороги Решт—Астара (162 км) обеспечит работу западного маршрута. Планируемый срок ввода «полотна» в эксплуатацию — 2025 год.
В ходе визита Новака обсуждались и перспективы российских инвестиций в республиканский ТЭК. Иран готов предложить России совместную разработку еще десяти нефтегазовых месторождений. Продолжаются переговоры с «Газпромом» о совместных проектах на общую сумму около $40 млрд. Ранее «Газпром» и Национальная нефтяная компания Ирана заключили соглашение по разработке месторождений Киш, Северный Парс и ряда других.
Министр нефти Ирана Джавад Оуджи на пресс-конференции в Тегеране по итогам встречи с российской делегацией во главе с вице-премьером РФ Александром Новаком заявил, что за последние два года российские и иранские нефтегазовые компании заключили «определенные контракты, и некоторые из наших месторождений уже разрабатываются российскими партнерами».
Кроме того, Оуджи подчеркнул, что Иран сотрудничает вместе с Россией в рамках ОПЕК+, и эта синергия способствует продажам нефти на международных рынках.
Важным аспектом кооперации Москвы и Тегерана является практика ухода от доллара и евро во взаиморасчетах: здесь «замещение» западных валют риалами и рублями уже на уровне около 80%, причем есть план использовать в торговых операциях также и китайский юань.
Укрепление партнерства Москвы и Тегерана сильно тревожит и нервирует Запад. Что провоцирует их традиционную реакцию: в частности, Вашингтон снова грозит ужесточением санкций в адрес Ирана.