Москва
18 ноября 2025 / 05:50
Москва
18 ноября 2025 / 05:50
Котировки
USD
18/11
81.1302
0.0000
EUR
18/11
94.4179
0.0000
Политика
Грузия демонстрирует прагматичный подход
Правительство Грузии заявило об особой позиции в украинско-российском конфликте и санкциях против Москвы
26 мая 2023 / 13:53
Грузия демонстрирует прагматичный подход

Юрий Веселов, военный обозреватель

В столице Катара Дохе 25 мая завершился третий по счету международный экономический форум, посвященный глобальному бизнесу и инвестициям. В нем приняли участие лидеры 40 стран и многочисленные правительственные делегации высокого уровня из Европы, Азии и Африки. Форум проходил под патронажем эмира Катара шейха Тамима бин Хамада бин Халифы Ат-Тани. Организатором встречи выступило американское информационное агентство «Bloomberg».

Повестка дня предусматривала обсуждение широкого спектра проблем – от изменения климата до искусственного интеллекта. Однако главное внимание было уделено вопросам энергопотребления, поставок энергоресурсов и обеспечения энергетической безопасности. В целом же основной интерес участников свелся к подписанию соглашений о поставках газа и инвестициях.

Вполне закономерно, что практически в каждом выступлении затрагивалась тема российско-украинского конфликта, а представители «Bloomberg», которые выступали модераторами форума, стремились склонить спикеров к антироссийской критике. Такое направление и тон были заданы с самого начала работы лично Майклом Блумбергом, и многие лидеры, особенно поддержавших санкции стран повелись на провокационное давление ведущих.

Однако в кулуарных беседах представители крупного энергетического бизнеса, к примеру, из Германии и Италии осуждали вывод из строя «Северных потоков» и утерю правительствами своих стран «национальной идентичности». Но были и те, кто открыто и прямо высказался в пользу сохранения энергетического и экономического сотрудничества с Россией.

Тон задал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, заявивший о том, что «его сердце с украинским народом», но Будапешт не будет впадать в антироссийскую истерику, так как «национальные интересы превыше всего». На вопрос модератора о возможных негативных последствиях сотрудничества с компанией «Росатома» он рассказал о более полувековых связях с Россией в сфере «мирного атома».

Но наиболее резко и прагматично выступил глава делегации Грузии премьер Ираклий Гарибашвили. На претензию ведущего о нежелании присоединиться Тбилиси к антироссийским санкциям он прямо ответил, что «такая мера оказала бы отрицательное значение на экономику страны». Грузинский премьер отреагировал на критику о том, что его правительство «не располагает амбициями для вступления в Европейский союз, в отличие от Украины или Молдовы», заявив, что Грузия «не может сравниться с Украиной и Молдовой по уровню стремления, но все же значительно развита». Ираклий Гарибашвили при этом с неприкрытым недовольством подчеркнул настойчивые попытки Киева втянуть Тбилиси в вооруженный конфликт с Россией путем «открытия второго фронта». «Для нас было уже достаточной войн», - сказал грузинский премьер.

Предполагать, что грузинское руководство радикально изменило свою позицию в отношении России и готово к нормализации, нет смысла. Между странами отсутствуют прерванные в 2008 году дипломатические и консульские отношения. Следует, однако отметить, что в последнее время наметился процесс восстановления торговых связей, в которых заняты представители деловых кругов обеих стран. Эти перспективы находят поддержку со стороны грузинского правительства.

Создается устойчивое впечатление того, что руководство исполнительной власти Грузии в лице премьера Ираклия Гарибашвили прежде всего в развитии страны придерживается прагматических взглядов. Многолетние обещания Брюсселя о приеме Тбилиси в семью европейских государств не увенчалось успеха и перспективы вступления Грузии с ЕС остаются призрачными. С другой стороны, существует понимание, что «долгожданный прием государства в Европу» наложит на грузин дополнительные обременения по ограничению производства традиционной продукции и товаров потребления, снижения объемов торговли за счет обязательств по свертыванию перспективных рынков. А это противоречит национальным интересам.

В Тбилиси рассчитывают на большое (в 2-3 раза) увеличение потока российских туристов в Грузию, доход от которых составляет значительную часть национального ВВП. Развитие туризма подтолкнет рынок к расширению торговых связей с Россией.

Грузинское правительство уже не стремится в блок НАТО, вступление в который ровным счетом ничего хорошего не сулит стране, кроме дополнительных военных расходов и совершенно не нужных обязательств. В Грузии начинают понимать, что лучше строить отношения с соседними странами на основе экономического сотрудничества, в не «дружбы против кого-то». При этом сохраняя государственную независимость. Примером тому может быть плодотворное сотрудничество с Турцией, которая оказала помощь в создании туристического кластера в Аджарии.

Местные политологи не исключают продолжения усилий национального парламента по ограничению количества подчиненных Соросу фондов, которые через сотни некоммерческих организаций оказывают влияние на внутреннюю и внешнюю политику Грузии. Остро стоит вопрос о дальнейшем пребывании на посту президента бывшей подданной Франции Саломе Зурабишвили, в последнее время компрометирующей грузинское руководство.

Безусловно, позиция правительства Грузии по ряду важнейших вопросов, наносит чувствительный удар по американским интересам в данной стране. Вместе с тем выход из-под плотной опеки США и обретение более широкой независимости будет способствовать ускорению темпов экономического развития Грузии.