Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению американский народ вступает в новую электоральную кампанию в состоянии взволнованного помешательства. Вроде как советские люди в период перестройки. Но сравнение не совсем корректное в том смысле, что наши суровые челябинские металлурги и трепетные артисты еще не разделенного МХАТа в тот роковой для страны момент определились с сакраментальным вопросом о смысле жизни: нам нужна была не «конституция», а «осетрина с хреном». Американские же суровые реднеки и трепетные представители тамошних сексуальных меньшинств не могут толком сказать, чего они хотят, зато дружно дразнят власть: «Нет, ребята, все не так! Все не так, ребята!».
В только что опубликованном майском опросе «Центра политических исследований американского общества» (Center for American Political Studies) при Гарвардском университете в очередной раз и как-то уже устало констатируется: «Сегодня только менее трети избирателей считают, что страна находится на «правильном пути». Конечно, байденисты бодрятся, но даже среди них удовлетворенных ситуацией всего половина от списочного состава. Абсолютно такая же картина и в отношении экономических реалий. Две трети избирателей считают, что экономика США движется в неправильном направлении. При этом четкое понимание конкретики отсутствует. Одни спинномозговые ощущения. Вот уперлись все в тезис, что сегодня «экономика слабая» (по смыслу опроса – не такая стабильная как раньше, не устойчива к серьезным потрясениям). Но в марте 2020 г. всё было окей – хозяйственная жизнь считалась образцом и светилась радостью (так считали 70-75% населения), однако прошло всего три месяца, и картина разительно поменялась. Теперь уже 60% американцев не верят в светлое будущее, ждут ужасов рецессии и кризиса. Ждут упорно, уже три года ждут.
Кошмарный факт ‑ 80% (!!!) избирателей считают, что страна уже живет в кризисе или что он наступит буквально завтра. Может кто-то подзабыл: экономика США находится на самом деле в очень приличном состоянии, с Европой не сравнить! При этом стандартный клич «Дэньги давай!!!» даже и не очень популярен. Год назад 64% граждан США считали, что их материальное положение ухудшилось по сравнению «с прошлым», но за последние месяцы тема ушла из топа социальных претензий, ситуация выправилась.
На прямой вопрос политиков: «Граждане, да в чем, собственно, вы видите проблемы своей страны?» только треть назвали «инфляция и рост цен». Ох, Германии бы такую инфляцию! На втором месте с большим отрывом следует ответ «иммигранты», на третьем ‑ «экономика и создание рабочих мест». Тишь, гладь, божья благодать. Нашим эстрадным критикам США, наверное, будет неприятно узнать, что международная политика, куда зашита и война коллективного Запада против России, занимает последнее место в списке фобий американского обывателя (4%), а неравенство доходов (действительно вопиющее) всего 5%, расовые проблемы – 6%, и даже терроризм и вопросы обеспечения национальной безопасности набрали всего 11%.
Попробуем все это объяснить. Предложим следующую версию. В современном социологическом зеркале мы видим не реальный портрет американского общества, а результаты манипуляции общественным мнением, причем ключевыми манипуляторами выступают мировые и национальные СМИ (телевидение и его интернет-аналоги), а вовсе не «новые медиа». Всякие там блоги, социальные сети и прочие фейсбуки по сравнению с CNN просто жалкие комарики, укусы которых в целях рекламы и наживы цифровые бароны расчесывают буквально до крови несчастного потребителя.
Но центральный вопрос современности состоит в том, что в смертельной схватке нацбуров и глобуров за власть СМИ-манипуляторы разделились с помощью соответствующих денег на два лагеря и за эти деньги разделили на два лагеря несчастную страну. Потребители социально значимой информации в США это фактически две эхокамеры – условно говоря «демократы» и «республиканцы». Обе партии давно в кавычках. Но так и надо. Сейчас можно говорить не столько о «боевой ничьей», сколько о том, что «соперники тянут время». При этом все стенают по поводу трагического раскола страны, потери традиций солидарности и пр.
В интересной статье штатного аналитика газеты TheWashingtonPost Пола Фархи, посвященной, впрочем, в основном теме современных тенденций в медиабизнесе, аргументированно показано, что Соединенные Штаты ожидает дальнейший раскол и фрагментация массовой аудитории и «общей культуры», а СМИ-гиганты начнут и дальше ее «мельчить», обратившись «к страстно пристрастным сегментам потребителей информации». Будущее предполагает еще более «узкое вещание» с нишей на любой вкус и для адептов любой политической идеологии, причем «более острой», чем все, что доступно сегодня.
На нашу концепцию работает следующее реальное обстоятельство. Вот в России каждый не то что политолог, но и каждый пионер (простите, «Идущий вместе») знает, что Дональд Трамп был предан жуткому остракизму «за связи с Путиным». Но в благословенных Соединенных Штатах на такой простенький вопрос «Как вы думаете, Дональд Трамп работал сообща с Россией, чтобы выиграть президентское кресло, или это была ложная история?» половина респондентов ответили, что вообще об этом факте ничего не знают. А эхокамеры – вот они: 81% республиканцев считают, что это был фейк, а 70% демократов – что это чистая правда. Так что новости уже и на таком уровне просто придумываются для конкретных категорий потребителей.
Закончим глубокомысленно. Забудем про факты. Это неходовой товар. Да здравствует свобода говорить любые слова, которые выгодно продаются. Quod ita sit! Да будет так!