Сергей Саенко, международный обозреватель
В Сингапуре 2–4 июня прошла ежегодная конференция по безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) «Шангри-Ла диалог», проводимая под эгидой лондонского Международного институт стратегических исследований (The International Institute for Strategic Studies, IISS). Конференция, получившая свое название от сингапурского отеля «Шангри-Ла», где она традиционно проходит, вот уже два десятка является площадкой для обсуждения ключевых проблем безопасности в АТР. В этом представительном форуме принимают участие представители высшего политического и военного руководства около 30 государств региона.
В текущем году главной интригой конференции в Сингапуре стало противостояние Китая и США. Еще накануне открытия форума Пекин и Вашингтон обменялись взаимными упреками. Так, американская сторона настаивала на встречи в Сингапуре министра обороны Ллойда Остина с его китайским коллегой Ли Шанфу. Однако Пекин ответил на это отказом, заявив, что этой встречи не будет до тех пор, пока Вашингтон не снимет санкции с главы китайского оборонного ведомства. Что, кстати, США, если следовать заявлениям Госдепа, делать и не собираются.
В этой связи совсем не удивительно, что в своем выступлении на конференции Ллойд Остин набросился с нападками в адрес Китая. В частности, он обвинил Пекин в нежелании работать над кризисными ситуациями. «Я глубоко обеспокоен тем, что КНР не желает более серьезно работать над выработкой более совершенных механизмов урегулирования кризисных ситуаций с участием вооруженных сил наших двух стран», – заявил Остин. Вместе с тем, он выразил надежду на то, что такая ситуация «изменится, причем в скором времени».
Шеф Пентагона также обвинил КНР в «опасных перехватах» американских самолетов. По его словам, Вашингтон в последнее время фиксирует «опасные маневры», которые совершает китайская военная авиация в отношении самолетов США и их союзников в международном воздушном пространстве. «КНР продолжает проводить вызывающее тревогу число опасных перехватов самолетов США и их союзников, законно совершающих полеты в международном воздушном пространстве. И мы все только что ясно увидели еще один случай агрессивного и непрофессионального полета со стороны КНР», – заявил Ллойд Остин на конференции в Сингапуре, прямую трансляцию которой вел Пентагон.
Помимо этого глава американского военного ведомства пожаловался на отказ Китая «отвечать на звонки». По утверждению Остина, в Пекине «не отвечают на звонки» из Вашингтона по вопросу выработки совместного соглашения по контролю над вооружениями. «Мы очень серьезно относимся к данному вопросу (о контроле над вооружениями прим. ред.). <…> Что касается конкретных контактов с КНР по вопросу контроля над вооружениями, то эту тему необходимо обсуждать. Как только (в Китае – прим. ред.) ответят на наш телефонный звонок, мы это сделаем», – сказал шеф Пентагона.
Что касается телефонных звонков, о которых упомянул Ллойд Остин, то эта тема стала уже притчей во языцех. К примеру, как пишет газета South China Morning Post (SCMP), президент США Джо Байден еще долго может висеть на телефоне, поскольку Китай отныне не намерен играть в его игры. По утверждению гонконгского издания, Поднебесная больше не собирается сближаться с государством, которое постоянно порочит ее имя. Наглядное подтверждение тому – отказ Пекина во встрече генерала Ли Шанфу с Ллойдом Остином на полях конференции в Сингапуре.
Напомним, с 2018 года Ли Шанфу находится под американскими санкциями, наложенными еще администрацией Дональда Трампа. Тогда генерал отвечал в Народно-освободительной армии Китая (НОАК) за закупки вооружений в рамках ее модернизации. Именно он приобрел у России боевые самолеты Су-35 и зенитные ракетные комплексы С-400. Спрашивается, какое дело до этого США? А все дело в том, что такие поставки оружия запрещены американскими санкциями.
Однако, заметим, с таким большим объемом продаж и передачи оружия, коим отличаются США, Китай мог бы легко найти предлог для введения санкций против кого-то из американцев, например, Ллойда Остина. Интересно, как бы Вашингтон ответил на такой шаг со стороны Пекина? Но реальная проблема заключается не просто в ограничениях против генерала Ли Шанфу, а в том, что администрация Байдена постоянно говорит одно, а делает противоположное.
Взять хотя бы ситуацию вокруг Тайваня. Вашингтон утверждает, что хочет сохранить status quo в Тайваньском проливе, но затем продолжает указывать на «красную линию» Пекина. США говорят, что их устраивает экономический рост Китая, но затем подстрекает союзников подорвать его экономику. Особенно ярко это выразилось в секторе высоких технологий – так называемой войне чипов. Или еще один пример: Джо Байден объявил о скорой «оттепели» в американо-китайских отношениях, а затем буквально сразу использовал официальное коммюнике по итогам саммита «Большой семерки» (G7) для лобовой атаки на КНР по всему спектру вопросов: от предполагаемого «принуждающего поведения» Пекина до критики позиции Китая по Украине, которой все члены G7 при этом поставляют оружие.
Можно привести пример и с санкциями. Односторонние ограничения вводит только Вашингтон, заявляя при этом: «Мы делаем все что хотим, потому что можем себе это позволить». Вот так – ни больше ни меньше. Только в США забывают, что Китай сегодня уже не тот, что был, к примеру, лет двадцать назад, и его мощь сегодня как экономическая, так и военная существенно возросла. И с этим фактом Соединенные Штаты должны считаться. Если же в Вашингтоне не хотят этого делать, то это их беда, а никак не Пекина.
Необходимо заметить, что отношения между США и КНР заметно охладели после визита на Тайвань в августе 2022 года занимавшей тогда пост спикера Палаты представителей конгресса Нэнси Пелоси. Официальный Пекин, считающий остров одной из своих провинций, осудил эти действия, увидев в них поддержку тайваньского сепаратизма, и провел масштабные военные учения. Напряженность еще больше обострило происшествие с появлением в небе над США Штатами китайского аэростата, который впоследствии сбили.
Сегодня Вашингтон явно заигрывает с Пекином, предлагая ему оливковую ветвь мира, как хотят это представить мейнстримовские американские СМИ. Но на самом деле Соединенные Штаты не протягивают Китаю эту ветвь. Это больше похоже на дипломатическую игру, ключевой момент которой всегда звучит так: «Мяч на вашем поле». Но Китай, как справедливо заметила газета SCMP, в эти игры США больше играть не хочет.
И нынешняя конференция «Шангри-Ла диалог» в Сингапуре со всей очевидностью показала всю глубину и масштаб американо-китайского противостояния. Попытки же Вашингтона втянуть Пекин в заведомо невыгодный для Китая военный диалог увенчались полным провалом.