Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Мировой рынок нефти в течение нескольких недель особенно нуждался в сигналах от нефтеэкспортеров, пребывая в предвкушении итогов намеченных на 3-4 июня заседаний ОПЕК/ОПЕК+. У биржевых спекулянтов не было четкого понимания по дальнейшему производственному плану нефтяного альянса, поэтому мировые цены на нефть накануне совещаний (2 июня) так и не вышли за рамки базового котировального коридора мая в $73 – 77.
4 июня в Вене Организация стран—экспортеров нефти (ОПЕК) и ряд внекартельных нефтедобывающих государств, участвующих в соглашении о сокращении добычи нефти (ОПЕК+), в том числе Россия, по итогам встречи договорились продлить лимитирующее соглашение (включая действующее с мая «добровольное» квотирование) на весь 2024 год, и с 1 января снизить квоту добычи на 1,4 млн баррелей в сутки. Общая квота добычи стран – участниц соглашения в следующем году определена в 40,46 млн б/с. Обоснование данной резолюции в коммюнике — «для достижения и поддержания стабильности на рынке нефти, а также для обеспечения долгосрочной прогнозируемости на рынке».
Россия продлит режим «добровольного» сокращения в объеме 0,5 млн б/с в сутки до конца декабря следующего года.
Кроме того, анонсирован авторский комплимент «быкам» рынка» от Саудовской Аравии: Эр-Рияд объявил о дополнительном добровольном сокращении добычи на 1 млн баррелей в сутки в июле в дополнение к добровольной лепте в 0,5 млн б/с. Причем это решение может быть продлено, однако причины для пролонгации не уточняются. В итоге, в июле королевство будет добывать 9 млн баррелей в сутки, что соответствует предположительному российскому объему производства. Решение оформлено саудитами как эффективная опция в поддержку политики альянса ОПЕК+ по обеспечению стабильности на глобальном рынке «черного золота».
Котировки Brent не «стрельнули» на новостях из Вены: 5 июня «прибавка» составила примерно $1, немного превысив отметку $78 за баррель. Что пока логично – все-таки в текущем месяце совокупное предложение нефти от ОПЕК+ будет прежним, а давно ожидаемый «рывок» в спросе со стороны КНР вроде как запаздывает.
Но все же альянс оформил системное решение, с прогнозированием которого «промахнулось» подавляющее большинство отраслевых экспертов и инвестбанков, не ожидавших ужесточения квот ОПЕК+ на период 2024 года, а размышляющих, к примеру, о том, что делегаты сконцентрируются на обсуждении вопросов внутрикартельной дисциплине.
За несколько дней до сессии появилась любопытная новость: ОПЕК запретила журналистам Reuters, Bloomberg и Wall Street Journal посещать свою штаб-квартиру в Вене. Об этом 31 мая сообщило издание Financial Times (FT) со ссылкой на источники. По данным газеты, запрет был инициирован Саудовской Аравией. Пояснялось, что запрет введен на посещение лишь одного мероприятия: журналистов перечисленных изданий не пустят на встречу ОПЕК+. Причины этого решения не называются, но понятно, что порой указанная «тройка» публиковала преждевременные выводы о ходе обсуждений на сессиях альянса, не всегда достоверные, что «раскачивало» рынок.
Западная пресса в преддверии заседания ОПЕК+ активно раскручивала сюжет о том, что саудиты якобы недовольны тем, что Россия не выполняет майские обязательства по ограничению производства нефти. К примеру, доказательств «излишков» добычи в РФ искало Bloomberg, которое сочло показатели морского экспорта российской нефти в мае остающимися весьма высокими. Что, по версии агентства, не свидетельствуют о дополнительном сокращении национальной добычи, о котором заявляли власти России. Хотя вице-премьер РФ Александр Новак парировал факты роста экспортных морпоставок нефти и нефтепродуктов тем, что синхронно есть очевидное снижение трубопроводных поставок в Евросоюз. Он подчеркивал, что план сокращений в стране выдерживается.
Тем временем ход переориентации российского энергетического экспорта продолжается. В частности, Резервный банк Индии (РБИ) сообщил, что в 2022/23 финансовом году (закончился 31 марта) импорт нефти из России вырос в 14 раз по сравнению с предыдущим годом — с $2,2 млрд до $31,02 млрд в стоимостном выражении. Из годового отчета индийского финрегулятора следует, то доля российских поставок в импорте углеводородов в Индию увеличилась за отчетный период с 2% до 19,1%. Также отмечается, что Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию, опередив Ирак, Саудовскую Аравию и ОАЭ. По данным РБИ, за прошедший финансовый год РФ поставила в Индию 50,84 млн тонн нефти.
Россия продолжает наращивать поставки энергетических ресурсов в Китай, в 2023 году, по оценке Александра Новака, их рост составляет примерно 40%. СМИ пишут, что есть проблемы у росэкспортеров с «зависанием» выручки в рупиях от ТЭК-экспорта, но подобного нет с юанями. России есть что купить у Китая, в отличие от Индии.
Растет экспорт дизельного топлива из России в Саудовскую Аравию, который достиг рекордных показателей. Об этом 29 мая сообщило агентство Reuters. Приобретаемое у России топливо Эр-Рияд продает преимущественно в Сингапур с большой наценкой. Очевидно, что между ключевыми партнерами по ОПЕК+ происходит размен рынками.