Сергей Саенко, международный обозреватель
Госсекретарь США Энтони Блинкен наконец-таки добрался до Китая. Напомним, в начале февраля этого года он в последний момент отменил свой визит в КНР из-за пролета китайского воздушного шара над территорией Америки, что тогда наделало много шума не только в США но и во всем мире. И вот 18 июня Блинкен все же долетел до Пекина, где в течение двух дней вел переговоры с руководством страны.
Сразу отметим, что нынешний визит Блинкена в Поднебесную – первая за пять лет поездка госсекретаря США в Китай. Причем этот визит проходил на фоне значительного ухудшения отношений Пекина и Вашингтона из-за целого комплекса вопросов, включая Тайвань, инцидент со сбитым над США китайским аэростатом, а также сохраняющихся разногласий в торговой и технологической областях. Не случайно же во время переговоров с американским коллегой 18 июня глава МИД КНР Цинь Ган подчеркнул, что отношения США и Китая достигли самого низкого уровня в истории.
В ходе переговоров с Блинкеном, которые продолжались намного дольше, чем планировалось ранее – пять с половиной часов, высокопоставленный китайский дипломат заявил, что Пекин привержен построению стабильных, предсказуемых, конструктивных отношений с Вашингтоном. При этом он отметил, что китайская сторона надеется на то, что «США будут придерживаться рационального и объективного понимания Китая, двигаться навстречу Китаю, защищать политическую основу китайско-американских отношений и решать отдельные непредвиденные ситуации невозмутимо, профессионально и разумно». Также в ходе беседы Цинь Ган, в ответ на приглашение Блинкена, выразил готовность посетить США «в удобное для обеих сторон время». Это в какой-то мере может говорить о том, что отношения Пекина и Вашингтона чуть сдвинулись «с мертвой точки».
В этом же контексте пожно расценить и то, что 19 июня Блинкена принял председатель КНР Си Цзиньпин, который в ходе беседы отметил, что Китай и США в ходе нынешнего визита достигли прогресса и договоренностей по ряду вопросов. «Китайская сторона изложила свою позицию, и обе стороны согласились совместно реализовывать консенсус, достигнутый мной и президентом США Джо Байденом на Бали (на полях саммита G20 в 2022 году – прим. ред.). Стороны также добились прогресса и достигли договоренностей по некоторым конкретным вопросам, это очень хорошо», – сказал Си Цзиньпин. При этом китайский лидер на встрече с Блинкеном отметил, что взаимодействие стран должно основываться на «взаимном уважении и искренности» и выразил надежду на то, что этот визит внесет позитивный вклад в стабилизацию отношений с США.
Об определенном прогрессе в отношениях двух стран заговорили и в Вашингтоне. Так, оценивая переговоры своего шефа с китайским коллегой, в госдепартаменте заявили, что они были «откровенными, предметными и конструктивными». Вместе с тем в сообщении Госдепа говорится, что «госсекретарь дал понять, что Соединенные Штаты всегда будут стоять за интересы и ценности американского народа, работая со своими союзниками и партнерами над усилением нашего видения мира». При этом было отмечено, что Блинкен в ходе беседы с главой МИД КНР указал на важность дипломатии и открытых линий коммуникаций по всему перечню вопросов. К слову, об этом на днях говорил и координатор по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности Белого дома Джон Кирби, который сказал, что США и Китай расширяют каналы коммуникаций, и «на этом направлении удалось добиться прогресса». Правда, от конкретики он устранился.
Действительно, американцы утверждают, что для них сейчас приоритет – установить линии связи, чтобы исключить военные действия в случае кризиса, например, или инцидентов между кораблями и самолетами двух государств в Тайваньском проливе. О том, что Тайвань – главная проблема в китайско-американских отношениях и представляет собой наибольший риск, заявил Цинь Ган на встрече с Блинкеном. В основном же проблему Тайваня обсуждал на встрече с американским госсекретарем 19 июня и глава Канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ван И, который подчеркнул, что «США должны по-настоящему придерживаться принципа "одного Китая", установленного в трех совместных американо-китайских коммюнике, уважать суверенитет и территориальную целостность Китая, а также четко выступать против независимости Тайваня».
Оценивая в целом итоги визита Блинкена в Пекин, американские СМИ назвали прогресс в отношениях Китая и США незначительным. «Неопределенность итогов (переговоров – прим. ред.) Блинкена указывает на незначительный прогресс по существу пунктов его повестки», – пишет в частности газета Politico. По оценке издания, глава Госдепа и его китайский коллега «мало-помалу продвигаются вперед после месяцев раздора», а реального результата по ключевым вопросам, к которым относятся «беспокойство относительно роста напряженности вокруг Тайваня, несправедливо заключенные в Китае граждане США и согласованность Пекина с Россией по войне на Украине» достичь по итогам встречи не удалось.
Здесь следует заметить, что в Вашингтоне еще накануне визита Блинкена в Китай постарались принизить ожидания от этой поездки. «Мы едем в Пекин не с намерением совершить какой-то прорыв или трансформацию в том, как мы взаимодействуем друг с другом, – заявил журналистам перед поездкой помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниел Критенбринк. – Мы приезжаем в Пекин с реалистичным, уверенным подходом и искренним желанием управлять нашим конкурентом самым ответственным образом из возможных».
Пожалуй, можно говорить, что нынешний визит Блинкена в Пекин стал частью возобновившегося американо-китайского взаимодействия на высоком уровне, которое постепенно набирает обороты после того, как поутих шум вокруг инцидента с воздушным шаром. Действительно, некоторые сдвига в этом направлении в последнее время были сделаны. Отдельные встречи состоялись публично, в том числе во время визита министра торговли Китая Ван Вэньтао в США. Но другие контакты остались вне поля зрения. К примеру, советник президента Джо Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан недавно встретился со своим китайским коллегой в Вене, в то время как директор ЦРУ Уильям Бернс совершил секретную поездку в Пекин в прошлом месяце для обсуждения вопросов разведки.
Однако утверждать о том, что в американо-китайских отношениях «лед тронулся» – еще рано. Уж больно сильны фундаментальные разногласия между Вашингтоном и Пекином. Не будем забывать о том, что в новой стратегии национальной обороны США, принятой в октябре прошлого года, именно Китай назван «основным долгосрочным геополитическим конкурентом». А раз так, то КНР, судя по всему, еще не один год будет для Америки главным противником, который к тому, как считают в Вашингтоне, готовится первым нанести по США ядерный удар. В свою очередь в Пекине ясно дают понять, что Соединенные Штаты напрасно рассматривают Китай «как главного соперника и самый большой геополитический вызов» – такой подход ни к чему хорошему не приведет.