Юрий Веселов, военный обозреватель
Американское издание «New York Times» сообщает о ведущихся с конца 2022 года консультациях между высокопоставленными представителями США и Ирана по снижению напряженности в двусторонних отношениях. Указывается, что серия закрытых переговоров уже прошла в Султанате Оман.
Ссылаясь на анонимные источники в госдепартаменте, газета раскрыла некоторые подробности предлагаемой американцами сделки. Неназванный источник информации пояснил, что администрация США в последнее время стала испытывать острую озабоченность активным продолжением в Иране по обогащению урана, что стало основной причиной вступления американцев в переговоры с персами.
Янки предлагают иранцам возобновить контроль МАГАТЭ на всех без исключения ядерных объектах Ирана и не обогащать уран выше 60%. Весь объем обогащенного ядерного топлива, наработанного на национальных химических предприятиях, предлагается сохранить.
Во взаимоотношениях с Россией американцы требуют частично свернуть военное и военно-технологическое сотрудничество. В том числе отказаться от передачи Москве технологий и оборудования для производства беспилотных летательных аппаратов, не поставлять русским боеприпасов и оружия, в том числе баллистических ракет средней и меньшей дальности.
От Ирана требуют прекратить нападения лояльных ему шиитских отрядов на дипломатические представительства, их персонал военные и другиея объекты США на территории Ирака и Сирии.
Взамен янки обещают не ужесточать санкции, не выдвигать в ООН и в МАГАТЭ новые карательные резолюции против Ирана из-за его ядерной программы.
В обмен на освобождение трех граждан американо-иранского происхождения США обещают организовать размораживание иранских активов, хранящихся в зарубежных банках. Так, Вашингтон намерен одобрить выплату Ираком 2,5 млрд. евро за импорт из Ирана электроэнергии и поставки газа. Переводы данных средств иранцам были остановлены из-за введенных США санкций.
В свою очередь, Тегеран требует от Вашингтона доступа к 7 млрд. евро на банковских счетах Южной Кореи, принадлежащих иранским фондам.
Следует отметить, что в американских банках остаются замороженными авуары бывшего шаха Ирана Пехлеви, сумма которых с учетом набежавших за 45 лет в несколько раз превышает 20 млрд. долларов США.
Безусловно, правительство Исламской Республики остро нуждается в финансах, которые можно было бы использовать для укрепления и развития национальной экономики. Вместе с тем в предлагаемом Вашингтоном соглашении размораживаемые принадлежащие Ирану деньги предусматривается использовать исключительно га гуманитарные нужды. А это значит, что американцы, в соответствии с сделкой, должны контролировать расходы.
Даже, если опубликованная NYT информация не является пропагандистской «уткой», с большой долей уверенности можно предполагать, что иранцы вряд ли «купятся» на обещания американцев. Иран более 40 лет существует под международными и американскими санкциями, научился довольно успешно их преодолевать, а в последнее время добился прорыва со стороны ведущих арабских государств Аравийского полуострова в признании своей независимости от Запада.
Иран вряд ли отойдет от установившегося и развивающегося большими темпами сотрудничества с Россией, экономические выгоды от которого превысят обещаемые США возможности.
В свою очередь, в Вашингтоне понимают, что дальнейшее сохранение напряженности с набирающим силу и авторитет Тегераном представляет реальную угрозу утери американского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. Поэтому администрация Байдена вынуждена обещать иранцам все возможные и не возможные преференции, лишь бы только нейтрализовать антиамериканский настрой в регионе, который возглавляет Иран.