В среду заместитель министра иностранных дел Казахстана Канат Тумыш заявил, что завершившаяся 21 июня в столице республики 20-я встреча астанинского формата станет последней. Как пояснил спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД Михаил Богданов, решение завершить встречи по Сирии в Астане было принято по инициативе Казахстана.
Востоковед Аждар Куртов отмечает, что «однозначно что-либо утверждать по такой изменившейся позиции Казахстана к переговорному процессу по Сирии в Астане нельзя. Обычно казахские власти стараются полностью не раскрывать мотивы своих поступков во внешней политике, которая сейчас серьезно усложнилась. Казахстан большая страна по численности населения, и она старается в последних бурных событиях найти свое место. За время независимости руководство Казахстана всегда старалось действовать по разным направлениям и поддерживать отношения с разными центрами силы. Но поскольку сейчас Казахстан вынужден в большей степени солидаризироваться с позицией Китая и России, в том числе в вопросах сохранения безопасности, то в качестве противовеса, возможно, Казахстан решил показать и сделать шаги, которые будут расценены как то, что Казахстан - суверенная, независимая страна и не во всем солидаризируется с позицией Москвы. Однако вопрос актуальности Астанинского формата переговоров по Сирии не отпал, и конфликт в Сирии не урегулирован полностью, не возвращены беженцы, не созданы условия для возрождения сирийской экономики, нет должного притока инвестиций и не решен ряд других вопросов. Поэтому я бы не сказал, что потребности в Астанинском формате полностью исчерпаны».
При этом эксперт не считает, что «такой шаг Казахстана означает, что страна отказывается от курса на активную роль в международных делах. Руководство Казахстана всегда пыталось изобразить суперактивность даже на тех направлениях, где надлежащих ресурсов для поддержания этой активности не было. Такова была вся политика первого президента страна Назарбаева, такова политика и нынешнего лидера страны Токаева, хотя он и более сдержан, поскольку он в прошлом дипломат. Но отказываться от того, чтобы поддерживать имидж страны как знаковой величины, хотя бы в регионе Евразии, Казахстан не будет».