Марина Харькова, журналист, Донецк
Западная пресса и в хвост и в гриву разносит наступление ВСУ, давая ему самые нелицеприятные характеристики. В Европе и США со скрипом, но признают очевидное: контрнаступ не оправдывает ожиданий спонсоров и публики, блицкриг сорвался, а украинская армия увязла. В большинстве статей и информационных выпусках сквозит циничный вывод - «это не то, за что мы платили». Цитаты говорят сами за себя.
«На пути в ад»: главное препятствие для контрнаступления ВСУ еще впереди.
С украинским наступлением все неоднозначно, сообщает The Economist. Хотя ВСУ удалось занять несколько сел, но цену за это продвижение они заплатили немалую: украинская армия потеряла большое количество военных и бронетехники. В конце статьи автор статьи резюмирует: настоящий ад для ВСУ пока не начался. Ведь украинские военные еще даже не вышли к первой линии российской обороны - до нее остается в среднем 20 километров по прямой.
Американское деловое издание The Wall Street Journal в том же ключе отзывается о происходящем. Автор считает, что через 2 недели после начала контрнаступления Украина приостанавливает атаки из-за огромных потерь: «ВСУ приостановили наступление, подводя итоги последних двух недель и анализируя способы прорваться через российские линии без огромных потерь. ВСУ столкнулись с серьёзным превосходством ВКС РФ в воздухе. Российская авиация смогла наносила удары по бронетанковым колоннам натовской техники и остановила ряд атак. Киев сохраняет оптимистичный тон и говорит, что ВСУ продвинулись вперед по ряду направлений. Но эти продвижения пока не представляют прямой угрозы основным линиям обороны России, построенным за несколько месяцев в Запорожской и Донецкой областях».
Также журналисты The Wall Street Journal признают: «Борьба, которая разворачивается сейчас и представляет собой настоящую бойню, во многом является проверкой боеготовности противников. С середины прошлого года обе стороны собирали оружие, войска и возводили оборонительные укрепления, готовясь к тому, что может стать переломным моментом. Украина получила от своих западных союзников современное оружие и бронетехнику на миллиарды долларов. Тем временем Москва призвала на службу более 200 тысяч солдат, вырыла окопы и подготовила огневые позиции, чтобы остановить украинцев. Что еще важнее, российские войска заложили миллионы наземных мин, часть которых была установлена с помощью снарядов, выпускаемых из мобильных реактивных систем».
The Washington Post повествует о том же и разрушает иллюзии: «Украина начала долгожданное наступление против российских войск на юго-востоке страны. Возможно, оно продлится дольше, чем рассчитывает Киев. В последние месяцы Россия превратила местные поля в неприступную крепость. Сеть укреплений - траншей, окопов, капониров - хорошо видно из космоса на спутниковых снимках». А крупнейшее издание New York Times давит на жалость, описывая последствия для Украины: «На вершине холма городские власти приступили к эксгумации могил безымянных солдат, захороненных еще во время Первой мировой войны. Молодые люди, погибшие в начале прошлого века, уступают место павшим в этой войне. В начале прошлогоднего конфликта с Россией на склоне холма была лишь небольшая группа свежевырытых могил. Сейчас захоронения занимают половину склона, здесь покоятся около 500 украинских солдат и их будет больше». Общий посыл материала - про тяжесть положения Украины.
Однако в другой статье The New York Times публикует текст о сложностях, которые украинцы испытывают при эксплуатации западной техники и оружия во время боев. Часть переданного ВСУ вооружения оказалась неисправна. Авторы приводят пример автомобилей HMMWV и гаубиц M777, попавших на Украину с американской базы хранения в Кувейте. Выяснилось, что оно годами не проходило обслуживание и поэтому разбиралось на запчасти. Автор отмечает, что около 30% арсенала единовременно находится в ремонте, что является очень высоким показателем. А на поставках техники активно наживаются западные подрядчики.
В частности, компания Ultra Defense Corporation из Флориды получила от киевского режима 20 млн долларов за ремонт САУ M-109L, но все равно поставила их нерабочими. В схемах по освоению средств участвуют и структуры киевского режима: госкомпании получают от правительства деньги на закупку вооружения, которое ВСУ в итоге не поступает. По словам журналиста, Киев заплатил 800 миллионов долларов за ветхое или неисправное оружие. Поставщики, с которыми Украина заключила контракты на эту астрономическую сумму, частично или полностью не выполнили свои обязательства. В статье сказано, что во многих случаях Киеву поставляли исправное, современное и эффективное вооружение. Но были среди союзников Украины и те, кто просто избавились от хлама. Материал касается и проблем, с которыми ВСУ столкнулись из-за экстренного оснащения техникой и возникшего зоопарка вооружений – разных типов и модификаций. Решить их быстро нельзя: часть западных запасов истощилась, а наращивание производства займет время. Все это не приведет к коллапсу ВСУ, но «снижает их наступательные возможности и заставит пересмотреть многие планы», - считает автор. При этом взаимосвязь между поставками вооружений Украине и ростом кладбищ в этой стране западные аналитики предпочитают замалчивать.
Очень любопытна и смена тональности западных экспертов. Еще несколько недель назад они делали ставку на успех ВСУ, получивших много западной техники, боеприпасов и бойцов, подготовленных по стандартам НАТО. А теперь называют начало контрнаступления проблемным, ищут причины и следствия неудач.
Контрнаступление Украины не оправдывает возложенных на него ожиданий ни по одному из направлений, сообщает ведущий американский телеканал CNN. При этом российские силы демонстрируют большую компетентность, чем ожидали на Западе. Они остановили украинскую бронетехнику ракетными ударами, минами и авиацией. «Российские авиаудары и артобстрелы стали основными проблемами для ВСУ. Российская авиация работает волнами, как это было во Вьетнаме, Афганистане. Непрерывно, в течение всего дня, они работают на вертолетах или на самолетах, и они работают весь день», - прокомментировал CNN замкомбата ВСУ, отметив, что в таких условиях продвигаться трудно, а авиационной поддержки «катастрофически не хватает». В конце репортажа делается вывод, что контрнаступление только начинается, и США с союзниками надеются, что украинские войска со временем сумеют прорвать российскую оборону. Его считают исключительно важным, так как оно якобы поможет «определить победителя в этом вооруженном конфликте».
Теперь США и Европа ждут июля, чтобы дать полную оценку хода контрнаступления.
Financial Times тоже отмечает, что российские истребители и ударные вертолеты успешно подбивают танки противника, а сдерживать их на линии фронта нечем: «Москва использует вертолеты для нанесения ударов по бронетанковой технике. Это прием, на который Киеву нечем ответить. Украинских зенитно-ракетных комплексов слишком мало, чтобы рисковать ими и подтягивать ближе к линии фронта». The Telegraph сначала скатилась в агрессивную риторику, но потом признала превосходство Российской армии: «Необходимо атаковать на максимально возможном числе участков, чтобы русским приходилось гадать, куда будут нанесены основные удары. Но в условиях боевых действий операции редко идут по плану, и шансы Киева на успех крайне малы. У России было много времени и ресурсов, чтобы подготовить эффективную оборону. Кроме того, русские обладают численным превосходством практически во всем».
Ряд англоязычных изданий указывает, что провал украинского наступления обрушит рейтинги политиков и имидж Запада, а неконтролируемые поставки оружия украинской армии грозят утечкой в руки международных террористов. The Wall Street Journal: «Теперь, когда Киев начал свое долгожданное контрнаступление, в центре дискуссий членов коалиции оказался вопрос, что будет дальше. Официально союзники взяли на себя обязательство помогать Украине столько, сколько потребуется. Но главный вопрос здесь – "столько, сколько потребуется", чтобы сделать что? Для президента Владимира Зеленского ответ очевиден: чтобы вытеснить российские войска за пределы международно признанных границ Украины. Но для альянса ответ звучит иначе: он готов помогать Киеву "столько, сколько потребуется", чтобы украинские войска могли вернуть себе как можно больше территорий, и исход текущего контрнаступления должен будет определить возможный периметр».
Politico: «Будущая поддержка Украины и глобальная репутация президента Джо Байдена будут зависеть от успеха Украины. Добейтесь успеха, и западная военная и экономическая помощь потечет. Споткнётесь или не оправдаете ожиданий, и эта поддержка, скорее всего, иссякнет, что вызовет повышенные призывы к ускоренному дипломатическому урегулированию».
American Thinker: «В отчете генерального инспектора министерства обороны говорится, что сотрудники Пентагона в Польше не соблюдали процедуры учета военной техники, переправляемой на Украину. Проверку прошли уже пять партий, оружие в трех из них представители ведомства не смогли должным образом отследить. Куда же делось это оружие? Сколько вообще его было отправлено? Почему нельзя было с самого начала все сделать правильно, чтобы гарантировать, что это оружие не будет перехвачено, украдено или отправлено террористам или другим злоумышленникам?»
The Federalist: «Стоит напомнить, что американскую общественность целых два десятилетия водили за нос, уверяя, что мы побеждаем в Афганистане. Все это оказалось ложью, когда афганская армия, за которую мы якобы вступились, схлопнулась за считаные недели. Тогда-то СМИ и перестали освещать Афганистан и Ирак, даже не попытавшись никого вывести на чистую воду. Увы, похоже, что к аналогичному результату мы движемся и на Украине. Единственный вопрос заключается в том, как именно Байден увековечит эту необязательную опосредованную войну, которой запросто можно было избежать, и как долго он намерен ее вести?»
Итальянская газета Il Fatto Quotidiano пишет, что наступление Украины уже застопорилось, а Запад с каждым днём «теряет инициативу и потенциал».
Издание отмечает, что развязанный Штатами украинский конфликт - это «прелюдия к великой конфронтации США и Китая». За счёт поставок вооружения Вашингтон обновляет собственные запасы оружия, предприятия ВПК зарабатывают на этом, а Байден стремится восстановить экономическую гегемонию США за счёт Украины. Перевооружение - это уже подготовка к «обременительному конфликту, который может быть устойчивым только при концентрации материальных и человеческих ресурсов на войне», говорится в статье.
Немецкое издание Bild назвало контрнаступление Украины «мучительным и медленным». Авторы статьи уверены, что никакого «панического отступления русских не будет», к тому же украинцы смогли захватить лишь 8 сёл, не имеющих особого стратегического значения. «Русские не только глубоко окопались и хорошо защитились массивными минными полями, но и накопили достаточную огневую мощь, чтобы остановить наступление украинцев. Украинские части ни разу не выдвигались к главной линии обороны русских, которая начинается примерно в десяти километрах от нынешнего фронта», — отмечает Bild. Автор утверждает, что ежедневно Украина теряет погибшими и ранеными около 100 человек, а российские солдаты не только отражают атаки, но в некоторых местах фронта сами идут в наступление.
Польское издание wPolityce цитирует мнение бывшего командующего сухопутными войсками Польши генерала Вальдемара Скшипчака, который назвал украинское контрнаступление «топтанием на месте». По мнению генерала, Украина должна «принять какое-то решение, а иначе русские укрепят оборону и не оставят ВСУ шансов прорваться».