Марина Харькова, журналист, Донецк
Обстановка вокруг Запорожской атомной электростанции в г. Энергодар, подконтрольном России, обостряется с каждым днем.
«По информации оперативных источников, в ближайшее время в темное время суток украинские боевики попытаются атаковать ЗАЭС с использованием высокоточных средств большой дальности. А также БПЛА - камикадзе. Одновременно с этим украинские боевики могут сбросить с воздушного носителя боеприпас, снаряженный радиоактивными отходами, вывезенными с Южноукраинской АЭС 03.07.2023 года на один из военных аэродромов на юге Украины. Резервный план сброса радиоактивных веществ предусматривает использование ТРК Точка-У с боеголовкой, начиненной радиоактивными веществами. Информация обнародована с согласия специальных служб», - сообщили российские тг-каналы. Это же подтвердил и советник гендиректора «Росэнергоатома» Ренат Карча.
Все последние дни украинские политики, власти и СМИ нагнетали в стране панику, будто бы Россия намерена взорвать ЗАЭС. Этим усиленно занимались и президент Зеленский, и подчиненные ему ведомства – военные, полицейские, здравоохранения. Фактически к имитации борьбы с «ядерным апокалипсисом» подключились все ветви украинского государства. Началось с того, что в конце июня президент Владимир Зеленский заявил, что, по данным украинской разведки, Россия якобы провела все приготовления к нападению на электростанцию, которое может привести к ядерной катастрофе. Зеленский обвинил Россию в подготовке диверсии на ЗАЭС, которая произойдет в момент передачи Россией контроля над атомной станцией Украине и МАГАТЭ. По его словам, российские войска уже заминировали станцию и готовятся дистанционно подорвать ее, когда туда прибудут представители Киева и международной организации.
Провокационные измышления Зеленского поспешил опровергнуть генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси, который сообщил, что он и его инспекторы не наблюдали никакого развертывания российских войск внутри Запорожской АЭС, несмотря на заявления украинских властей, будто бы Москва готовится к нападению на ЗАЭС. Гросси подчеркнул, что рост военной активности на передовой из-за украинского контрнаступления создает «дополнительный уровень беспокойства по поводу ситуации, которая является чрезвычайно нестабильной, поскольку станция находится на линии фронта», и особо отметил, что он «не видел такого развития событий со стороны России, а на самой станции постоянно находятся специалисты МАГАТЭ и сообщают о развитии ситуации каждый день». Но опровержения и предостережения международного чиновника не остановили киевский режим, который начал массово разгонять панику и истерию в украинском обществе.
Минздрав Украины начал публиковать памятки для населения на случай аварии со списком мер и лекарств, одновременно по всем телеканалам демонстрировались видеоинструкции. Поликлиники далеких от Энергодара украинских городов, например Луцка на Волыни, начали внезапно выдавать йодид калия. Украинские СМИ вбросили тему эвакуации со станции персонала ЗАЭС и представителей «Росатома». Между тем, на самом деле сотрудники остаются на местах.
Среди местных жителей не только Запорожской и Херсонской областей, но и иных регионов, например Харьковской области, украинские власти распространяют информацию о готовящемся теракте якобы российских военнослужащих на ЗАЭС и запугивают дефицитом воды и припасов. Глава МВД Украины объявил проведение масштабных учений в Николаевской, Днепропетровской, а также на подконтрольных Украине территориях Запорожской и Херсонской областей на случай «чрезвычайной ситуации на ЗАЭС». Учения проходят с перекрытием дорог и установкой санитарных блокпостов, где будут проводиться замеры радиации. Тренировками на случай радиоактивного заражения занялись и украинские боевики на фронте. На территории правобережной части Херсонской области украинские солдаты из 124, 126 бригад теробороны, 406 отдельной артиллерийской бригады ВСУ провели трехдневные учения по РХБЗ в поселках Солдатское и Правдино. Всем были выданы средства РХБ-защиты. Кроме учений по герметизации помещений и средств передвижения, замеров воздуха с помощью приборов, отрабатывалась эвакуация местных жителей с развертыванием полевого госпиталя и оказанием первой медицинской помощи. Финальные учения проводились с применением дымовых завес и свето-шумовыми эффектами.
Все эти мероприятия являются хорошо спланированной провокацией, которая преследует две цели. Первая – это создание почвы для новых обвинений России в терроризме, на этот раз – ядерном. Для этого идет подготовка общественного мнения – как внутри Украины, так и в западном сообществе. По факту именно режим Зеленского при поддержке западных спецслужб намерен устроить очередной обстрел атомной станции и использовать в боеголовках радиоактивную начинку. России нет никакого смысла взрывать или повреждать станцию, которая ей подконтрольна. Нет и намерений отдавать ее Киеву. А вот украинская власть готова на любое преступление с любым количеством жертв, если это сулит ей выгоду. В политическом отношении необходимо продуцировать постоянные поводы и напряжение, чтобы продолжать получать западную помощь. В военном отношении украинским боевикам необходим предлог в виде диверсии на ЗАЭС, чтобы оттеснить Российскую армию и пойти в наступление через Днепр у Энергодара. Заодно усиливается промывка мозгов украинцам через нарративы «Россия хочет похоронить Украину в ядерном пепле» и отвлекается внимание от потерь в ходе «украинского контрнаступа», неудач на фронте, всеобщей мобилизации, бедственного положения экономики. Эти факторы показывают именно заинтересованность Украины устроить очередную техногенную катастрофу. Обстрелы украинскими боевиками атомной станции в Энергодаре происходили регулярно и создавали серьезную угрозу. Поэтому теперь на станции постоянно мониторят обстановку наблюдатели МАГАТЭ. Террористическая сущность киевского режима и его армии также печально известна – это и срежиссированные убийства и расправы над собственными гражданами в Буче Киевской области и перекладывание вины на Россию, и тактика использования мирного населения как живого щита, и взрыв Каховской ГЭС, и диверсии и обстрелы объектов инфраструктуры российских городов, и многие другие факты.
Вторая цель - это шантаж Запада и попытка склонить его к непосредственному вмешательству в конфликт путем введения контингента НАТО. Неслучайно секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявил: «Теракт на ЗАЭС будет считаться применением ядерного оружия».
Все эти цели очевидны. Поэтому российские дипломаты действовали на упреждение и огласили намерения украинского режима. Первый зампостпреда России при ООН Дмитрий Полянский опубликовал письмо с предупреждением о готовящейся киевским режимом провокации на ЗАЭС, распространенное в ООН: «Обращаем ваше внимание на гнусные обвинения, распространяемые киевским режимом о ядерных рисках, якобы создаваемых Российской Федерацией в связи с Запорожской атомной электростанцией. Утверждения, что Российская Федерация могла намеренно заминировать и уничтожить атомную электростанцию, которую она контролирует и которая расположена на территории одного из ее субъектов, просто абсурдны. Абсурдность таких заявлений превосходит абсурдность обвинений киевского режима в том, что Российские вооруженные силы обстреливают ЗАЭС. (…)
Подобные обвинения всплыли одновременно с обсуждением сенаторами Соединенных Штатов резолюции о рассмотрении любого случая радиоактивного заражения в Украине как предлога для запуска механизма политического и военного реагирования НАТО. Это попытка обострить украинский кризис до беспрецедентного уровня с непредсказуемыми последствиями. Настоятельно призываем ООН и международное сообщество приложить все усилия, чтобы помешать киевскому режиму и его спонсорам организовать еще одну катастрофическую провокацию».
Еще одним свидетельством подготовки Киева совместно с иностранными спецслужбами провокации вокруг ЗАЭС стал вылет в Европу американского самолета радиологического контроля Boeing WC-135R Constant Phoenix. Его функции – наблюдение за ядерными испытаниями и сбор проб воздуха на наличие радиоактивных веществ. Переброска этого самолета на авиабазу острова Крит может быть частью масштабной операции по прикрытию будущей диверсии ВСУ. В любом случае накануне саммита НАТО в Вильнюсе обстановка вокруг ЗАЭС и на фронте начнет деградировать, так как ВСУ должны показать своим спонсорам результат, и будут добиваться его любой ценой.
Что касается катастрофических развитий сценария, то специалисты-ядерщики высказывают мнение, что панику разгонять не стоит и нельзя сравнивать Запорожскую АЭС с Чернобыльской. В Чернобыле использовался реактор типа РБМК-1000 - конструктивно в нем использовалось большое количество дешевого, недообогащенного урана. На ЗАЭС используется ВВЭР-1000. Это реакторы, имеющие небольшую загрузку дорогого высокообогащенного ядерного топлива. За счет конструктивных особенностей ВВЭР имеет и сверхпрочный корпус, в котором происходит деление, и так называемый контейнмент - железобетонный бункер, в котором этот корпус установлен. Выброс из такого типа реактора возможен разве что при прямом попадании в энергоблок ядерной боеголовки. Таким образом, даже если Киев проведет обещанную акцию - эффект будет больше медийным. Самое опасное - это хранилище отработанного ядерного топлива (ОЯТ), которое, после разрыва отношений с Россией, было организовано в виде маленьких хранилищ-«сарайчиков» на территории станции, в которые и установлены сборки с ОЯТ. Единственный способ устроить настоящую радиоактивную катастрофу на ЗАЭС - это накрыть огромным количеством ракет и снарядов площадку хранения ОЯТ, чтобы разрушить как сами хранилища, так и их содержимое. У обычной взрывчатки, которую ВСУ может в виде снарядов и ракет обрушить на площадку хранения ОЯТ не хватит мощности, чтобы капитально повредить эти сборки.