Сергей Саенко, международный обозреватель
В Вильнюсе 11-12 июля прошел очередной саммит НАТО, который еще до его открытия многие западные аналитики и журналисты называли «судьбоносным» и «историческим». Причина столь громких оценок объяснятся достаточно просто: на нем должен был рассматриваться вопрос, вокруг которого в последнее время было много шума, – прием Украины в Североатлантический альянс.
Однако еще накануне встречи лидеров НАТО в столице Литвы стало ясно: члены этого блока не готовы и не хотят принимать Незалежную в свои ряды. По крайней мере, до тех пор, пока Киев не добьется победы на поле боя в противостоянии с Россией, не выполнит все условия, а все члены альянса не дадут на это «добро». По этой причине на самом саммите в Вильнюсе и не были обозначены какие-либо конкретные сроки вступления Украины в альянс. Причем среди самых активных противников вступления Незалежной в НАТО выступили США и Германия. В качестве же «утешительного приза» для Киева натовские стратеги создали Совет Украина – НАТО, который, по большому счету, не дает киевскому режиму никакого преимущества при вступлении в альянс. Кроме того, саммит НАТО утвердил многолетнюю программу военной помощи Киеву, а представители G7 приняли декларацию о продолжении оказания помощи Украине и предоставления ей гарантий безопасности.
Такое развитие событий буквально взбесило киевский режим, а президент Украины Владимир Зеленского прямо обвинил НАТО в «абсурдности» его решения не принимать Незалежную в альянс на саммите в Вильнюсе. Это заявление украинского лидера, если следовать публикации в газете The Washington Post, не на шутку разозлило делегацию США на саммите. А один из ее членов заявил, что они «были в ярости» из-за публикации Зеленского в Telegram. В свою очередь издание Politico отмечает, что западных дипломатов также удивили и возмутили слова президента Украины в адрес НАТО. Газета процитировала высокопоставленного европейского дипломата, который считает, что Зеленский «заходит слишком далеко».
Действительно, если проанализировать высказывания некоторых западных политиков и представителей СМИ, то складывается впечатление, что Запад уже порядком устал от требований и ультиматумов Зеленского, который хочет слишком многого и стремится даже указывать лидерам стран той же НАТО, что и как им делать. Не случайно в этой связи некоторые журналисты вспоминают поговорку, когда «хвост пытается вилять собакой». Вот только в данном случае вряд ли Зеленского можно назвать «хвостом», а Запад «собакой» – слишком много чести для бывшего комика, а ныне лидера Незалежной. Похоже, для Запада Зеленский так и останется президентом страны, которая ему необходима лишь для противостояния с Россией.
Да, вопрос о членстве Украины в НАТО был одним из ключевых на саммите альянса в Вильнюсе. Наравне с согласием Турции на присоединение Швеции к блоку. Однако не эти два ключевых вопроса саммита были сущностью данного мероприятия. Альянс собрался в литовской столице в условиях, когда его военная составляющая востребована куда больше политической. И это, отметим, происходит впервые не только за время после окончания холодной войны, но, пожалуй, и за всю многолетнюю историю Североатлантического договора. Без сомнения, НАТО и ранее постоянно готовилась к войне с нашей страной.
Однако сегодня обстановка совсем иная. Процесс расширения НАТО на Восток, решение о котором было принято примерно 30 лет назад, поставил альянс на грань прямого столкновения с Россией. Москва в ответ на непризнание США и НАТО выдвинутых в декабре 2021 года российских требований долгосрочных гарантий безопасности 24 февраля прошлого года начала специальную военную операцию (СВО) на Украине. В итоге возникло ожесточенное вооруженное противостояние с нефиксированным набором участников. И в сложившейся ситуации Россия считает, что НАТО принимает непосредственное участие в боевых действиях на стороне Украины.
В этой связи совсем не удивительно, что Североатлантический альянс на саммите в Вильнюсе выпустил итоговое коммюнике, в котором Россия названа самой серьезной угрозой безопасности блоку. В частности, в документе отмечается, что «на Крайнем Севере ее способность помешать усилению сил НАТО и свободе судоходства через Северную Атлантику является стратегическим вызовом» для альянса. При этом открыто признается, что блок совершенствует имеющиеся у него инструменты для противодействия России.
В итоговом коммюнике подчеркивается, что стратегические ядерные силы НАТО, прежде всего США, являются высшей гарантией безопасности альянса. Как говорится в документе, члены альянса приняли решение значительно увеличить имеющиеся у них запасы некоторых критически важных боеприпасов. Кроме того, страны блока рассчитывают разместить на востоке Европы дополнительные силы численностью 300 тысяч, создать дополнительные пункты командования и управления системой ПРО в Европе, что потребует увеличения финансирования со стороны членов альянса до 2% их ВВП. Участники саммита НАТО приняли решение максимально расширить сотрудничество с Евросоюзом, в том числе для совместной поддержки Украины, в частности, в вопросе предоставления ей гарантий безопасности.
Кроме того, для противодействия «угрозе» со стороны России члены НАТО также утвердили новый План действий по оборонному производству, призванный ускорить процесс совместных закупок, увеличить объем производственных мощностей и повысить оперативную совместимость среди союзников. И все это направлено против нашей страны. Из решений саммита НАТО в Вильнюсе в очередной раз стало понятно, что сам альянс воевать с Россией не намерен, а будет и далее использовать военнослужащих ВСУ и иностранных наемников в качестве «пушечного мяса» для борьбы с российскими Вооруженными силами. Более того, США хотят переложить всю тяжесть противостояния с Москвой на плечи европейских союзников по блоку, в частности поляков, финнов и прибалтов, а сами при этом как бы остаться формально в стороне.
Для России после саммита НАТО в Вильнюсе в стратегическом плане ничего особенно не изменилось: военный разгром и политическое уничтожение нацистского киевского режима по-прежнему являются первоочередной задачей. Однако в плане тактическом приходится учитывать возрастающую активность альянса на Западе и Северо-Западе, необходимость превентивного купирования которой отвлекает внимание и ресурсы с украинского направления.
Совершенно очевидно, что итоги саммита в Вильнюсе отражают также стремление НАТО расширить влияние за пределами Северной Атлантики. Об этом может свидетельствовать тот факт, что альянс продолжит укреплять сотрудничество с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в числе оных Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея и Япония, лидеры которых приехали на саммит в столицу Литвы. Безусловно, такое развитие событий пришлось не по душе Китаю, который выразил протест против экспансии альянса в АТР, что, по его мнению, является угрозой безопасности Поднебесной. В этой связи Пекин заявил, что даст решительный отпор любым действиям НАТО в регионе, т.к. намерен защищать свой суверенитет и безопасность. А, как известно, Китай слов на ветер не бросает…