Владимир Блинков, экономический обозреватель
В этом году исполняется 10 лет с того момента, как во время визита в Казахстан нынешний руководитель Китая Си Цзиньпин предложил возродить древний Шелковый путь. Инициатива получила название «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и ее первоначальной целью было построение транспортных коридоров между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего Китаем, и Западной Европой, как одним из главных потребителей продукции этих стран. Кроме того, предполагалось, что ее реализация позволит уменьшить «давление» избыточных мощностей внутри Китая и стимулировать развитие западных областей (все они включены в ЭПШП), которым через строительство транспортных коридоров на Запад будет обеспечен выход на внешние рынки.
Чуть позже, в октябре 2013 г., Си Цзиньпин на саммите АТЭС на индонезийском острове Бали предложил еще одну инициативу – «Морской Шелковый путь XXI века», призванную состыковать сухопутную транспортную сеть южных провинций Китая и стран ЮВА с основными портами региона, чтобы улучшить инфраструктуру морского экспорта.
Эти инициативы поначалу были восприняты как очередная пропагандистская кампания, однако вскоре стало ясно, что и ЭПШП, и «Морской Шелковый путь XXI века», объединенные в общий проект «Один пояс - один путь» (ОПОП), - это серьезная программа экономической и политической экспансии Китая, для обеспечения реализации которой были созданы финансовые институты, независимые от США и стран Запада, но подконтрольные Китаю: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, к которому на сегодняшний день присоединились уже почти 60 стран, фонд Шелкового пути, Банк ШОС и др.
На первом этапе ее реализации (2013-2017 гг.) одним из приоритетных направлений «Пояса и пути» стало строительство высокоскоростных железнодорожных дорог (ВСЖД) и автомобильных магистралей, которые стали своеобразной «визитной карточкой» Китая.
КНР спроектировала и построила ряд ВСЖД в Центральной Азии, Европе и ЮВА. Так, в Центральной Азии построена грузовая железнодорожная линия протяжённостью 12 000 км, которая соединяет Китай с Великобританией через Казахстан и Беларусь, сократив время транзита грузов в два раза, а также создана железнодорожная экспресс-служба Китай-Европа, связывающая десятки городов Европы и Азии.
Проекты, реализованные в Южной Азии, включают модернизацию транспортных путей в Бангладеш и строительство портов и электростанций в Шри-Ланке и Пакистане, железнодорожных магистралей Джакарта – Бандунг, Малайзия – Сингапур, трёх аэропортов в Камбодже и др.
Реализация упомянутых транспортных проектов осуществлялась с использованием китайских производственных мощностей и китайской рабочей силы. В странах, расположенных вдоль маршрутов «Пояса и пути», активизировались процессы индустриализации и урбанизации, что принуждает эти страны создавать новые инфраструктурные мощности на основе китайских кредитов, китайских технологий и с использованием китайского квалифицированного персонала. Так, кредит на строительство аэропортов, выделенный Камбодже, составил 5,2 млрд долл.
В итоге, инициатива ОПОП способствует бурному росту спроса на строительство инфраструктуры по китайским технологиям и закупку подвижного состава для ВСЖД в КНР. Общая сумма контрактов составляет десятки млрд долл. А если китайскому руководству удастся реализовать амбициозный план «Сделано в Китае 2025», только объем продаж подвижного состава в страны, вовлеченные в инициативу, может достичь 100 млрд долл., что значительно больше стоимости всего мирового экспорта вооружений.
Решая задачу перемещения избыточных мощностей, Китай заключил соглашения о перемещении либо строительстве предприятий по производству стали и цемента с 20 странами, расположенными вдоль маршрутов ЭПШП. Например, только из одной провинции Хэбэй более 700 компаний по производству стали и цемента перевели мощности в соседние страны Центральной и Юго-Восточной Азии. Например, с Казахстаном у Китая заключено соглашений на более чем 20 млрд долл. по переносу производственных предприятий на территорию Казахстана или строительству новых. Китай таким образом одновременно решает и собственные экологические проблемы, поскольку именно цементные и сталелитейные заводы являются одними из основных объектов, загрязняющих атмосферу.
Достигнутые успехи позволили с 2017 г. начать превращение «региональной интеграционной инициативы» в инициативу глобального уровня, что повлекло за собой расширение охвата проектами ОПОП Африки, Южной и Центральной Америки.
Кроме того, если ранее инициатива концентрировалась на формировании транспортных коридоров, ведущих из Китая в Европу и Азию и обеспечении непрерывного потока прямых инвестиций в Центральную Азию, Закавказье, Восточную Европу и Ближний Восток, то на новом этапе (2017-2022 гг.) приоритетом стало формирование новых рынков сбыта в странах, расположенных вдоль транзитных маршрутов. Сейчас решение этой задачи считается более важным, чем борьба за доступ к ресурсам, т.к. ограниченность рынков сбыта, а не ресурсов, по мнению многих китайских экономистов, является главным препятствием для роста экономики. В частности, именно поэтому Китай стал главным мировым лоббистом либерализации мировой торговли и активно пропагандирует повсеместное создание зон свободной торговли, что контрастирует с политикой протекционизма и регионализма, все более распространяющихся в США и странах ЕС.
Смена приоритетов повлекла за собой и серьезные изменения в подходе к защите прямых инвестиций в странах «Пояса и пути». Так, на саммите «Китай - Центральная Азия», который прошел 17-18 мая 2023 г. в древней китайской столице Сиане, откуда в прошлом и начинался знаменитый «Шелковый путь», тема укрепления сотрудничества Китая со странами ЦА в сфере безопасности стала одной из основных.
С целью финансового обеспечения указанных изменений в 2017 г. Китай вложил дополнительно 15 млрд долл. в Фонд Шёлкового пути, а в 2019-2020 гг. на нужды развивающихся стран, участвующих в проектах ОПОП, выделил дополнительно 8,7 млрд долл.
Все это позволило к настоящему времени достичь значительных успехов в реализации программы. За 10 лет к ней присоединились 138 стран и 31 международная организация. ОПОП стал важной частью борьбы Китая за новый мировой экономический и финансовый порядок и асимметричным ответом КНР в рамках продолжающегося глобального противостояния с США.
Руководство Китая планирует продолжать реализацию ОПОП до 2040 г. По оценкам зарубежных экспертов, к 2030 г. в проекты в рамках инициативы может быть инвестировано до 4-8 трлн долл. в более чем 150 странах. Планируется, что в результате произойдет формирование единого экономического пространства в Евразии, в экономическом и финансовом плане завязанного на Китай, а также группу стран, в силу экономических или других причин поддерживающих Китай и зависимых от него.