Андрей Ильяшенко, международный обозреватель
Саммит лидеров США, Японии и Южной Кореи Джо Байдена, Фумио Кисида и Юн Сук Ёля, прошедший 18 августа в Кэмп-Дэвиде, по мысли его организаторов, претендовал на статус исторического. В 1975 году американцы мирили израильтян и арабов. Вот и сейчас Вашингтону понадобилось помирить Японию и Южную Корею - двух своих главных военных союзников на Дальнем Востоке, воссоздать своего рода «Антанту кордиале» образца 1904 года, сердечный союз некогда заклятых врагов: Франции и Великобритании, которые затем вкупе с Россией выступили против Германии и Австрии в Первой мировой войне. Сейчас на повестке дня Вашингтона глубокий военно-политический охват КНР и России, а также КНДР. И центр этой агрессивной архитектуры расположен именно на Дальнем Востоке.
Между тем до последнего времени отношения между Токио и Сеулом были весьма натянутыми.
Во многом эти проблемы порождены безжалостным колониальным господством Японии над Кореей с 1910 по 1945 год. Между странами существует застарелый территориальный спор по поводу остров Токто (Такэсима), контролируемых Кореей. Крайне остро воспринимается в корейском обществе преступное отношение к соотечественникам в годы войны, когда более 200 000 корейцев было призвано в японскую армию, а около миллиона трудилось на предприятиях военной промышленности в кошмарных условиях. И особенно много эмоций по поводу использования десятков тысяч корейских женщин в качестве секс-рабынь в полевых борделях, созданных при японской армии. Похоже, что взаимная неприязнь будет еще долго храниться в исторической памяти и национальном самосознании двух народов.
В 1965 году в рамках соглашения о репарациях Токио выплатил 800 миллионов долларов (около 7,5 миллиардов долларов сегодня) в виде грантов и займов под низкие проценты для урегулирования “полностью и окончательно” всех южнокорейских претензий, а в 1993 году премьер-министр Японии Томиити Мураяма официально повинился перед Кореей за ущерб, нанесенный в колониальный период. И вроде как вопрос был закрыт. По крайней мере так думали в Токио.
Тем не менее Верховный суд Южной Кореи в 2011 году потребовал дополнительных компенсаций для женщин, и эта просьба была удовлетворена через четыре года с условием закрытие темы на веки вечные. Но в 2018 году последовало аналогичное решение и для остальных категорий пострадавших. Тогда же Корея отказалась считать окончательным и решения по «секс-рабыням». Тут уж японцы взбунтовались.
В ответ Япония ввела ограничения на экспорт в Южную Корею высокотехнологичных материалов, применяемых для производства полупроводников. Кроме того, Токио исключил Южную Корею из списка стран-экспортеров, которым Япония предоставляет преференции во внешней торговле.
Корейцы не остались в долгу и отказались от соглашения с Японией по обмену секретной информации в военной сфере, в частности по ситуации в КНДР.
В общем горшки соседи по Японскому морю побили основательно, и американцам потребовалось два года и более 40 дипломатических встреч на разных уровнях, чтобы сгладить накопившиеся проблемы, а заодно принести в предвыборную копилку Байдена дипломатическую победу.
Хозяин Белого дома на пресс-конференции по итогам трехстороннего саммита в Кэмп-Дэвиде подчеркнул, что в отношениях трех стран началась "новая эра", сообщив журналистам, что участники встречи будут проводить трехсторонние саммиты ежегодно. Плюс еще встречи на рабочем уровне в сфере дипломатии, обороны и экономики. А в случае чего "у нас будет горячая линия для обмена информацией и координации наших действий во время кризисов, затрагивающих регион или любую из наших стран", - сказал американский президент.
Байден также отметил общие позиции Вашингтона, Токио и Сеула по Украине, тайваньской проблеме, свободе мореплавания в Южно-Китайском море, возможным поставкам оружия из КНДР в Россию. И, конечно, расширится практика совместных военных учений и маневров, а также других мероприятий в области безопасности.
В общем «Антанта кордиале». Но ни в коем случае не НАТО. Это не раз повторили советники Байдена. Видимо, Белый дом, да и его союзники в регионе не хотят создавать дополнительные стимулы и аргументы для укрепления военно-политических связей России и Китая. Да и сердечности в этом союзе немного, больше расчета.
Действительно, ни Япония, ни Южная Корея не берут на себя обязанности участвовать в коллективной обороне друг друга, как того требует, например, 5-я статья Устава Североатлантического альянса. И хотя Сеул и Токио имеют соглашения о военном союзе с США, но в полноценный «треугольник» эта военно-политическая архитектура формально не превращается, во всяком случае пока. С другой стороны, она обеспечивает основу ядерного сдерживания США против угроз со стороны Северной Кореи и Китая — чтобы Токио и Сеулу не пришлось создавать свои собственные бомбы, заметил очень сведущий колумнист газеты «Вашингтон пост» Дэвид Игнасиус.
А возможность такая явно беспокоит Вашингтон.
Что касается Южной Кореи, то еще в 1975 году на фоне поражения Южного Вьетнама тогдашний президент Южной Кореи Пак Чон Хи впервые упомянул о своём стремлении заполучить ядерное оружие. С тех пор эта тема возникала неоднократно. В начале 2023 года президент Южной Кореи Юн Сок Ёль заявил, что в случае дальнейшего ухудшения ситуации с безопасностью, связанной с угрозой со стороны Северной Кореи, Южная Корея рассмотрит возможность создания собственного ядерного оружия или обратится к США с просьбой разместить ядерное оружие в Южной Корее. При этом социология свидетельствует, что половина населения Южной Кореи поддерживает идею получения собственного ядерного оружия в ответ на разработку ядерной бомбы Пхеньяном.
Тема приобретения ядерного оружия регулярно всплывает и в Японии. Там есть и технологии, и плутоний, и специалисты. Эксперты утверждают, что страна находится на расстоянии «отвертки» от обладания ядерным оружием. Нужна политическая воля.
Несмотря на всю антиядерную риторику послевоенной Японии, действующие и отставные политики и военные время от времени заявляют о возможности и желательности обладания бомбой.
Да и Трамп, будучи еще кандидатом в президенты, учудил, заявив, что для США становится слишком дорого продолжать защищать Японию от таких стран, как Китай, Северная Корея и Россия, у которых уже есть ядерное оружие, и предложил Японии разработать собственное.
Но все это серьезно.
Еще несколько лет назад министр иностранных дел России Сергей Лавров, давая оценку итогам визита в Москву своего коллеги, а ныне премьер-министра Японии Фумио Кисида, заявил, что в процессе обновления принципов сотрудничества Японии и США в области обороны начинает просматриваться «ядерный профиль» Японии.
В свою очередь, бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ уже в 2022 году ссылался на опросы общественного мнения, которые свидетельствовали, что граждане в большинстве готовы к дискуссии по вопросу приобретения ядерного оружия. Как учили классики, надо внести идею в массы…
Проблема в том, что и в Японии, и в Южной Корее не очень верят в надежность американского «ядерного зонтика». Там никто не может поручиться, что в случае конфликта с КНР или КНДР, а об этом только и разговоров в СМИ и экспертном сообществе, США пожертвуют городами своего западного побережья ради Токио и Сеула.
Однако приобретение собственного потенциала сдерживания почти автоматически способствует расширению внешнеполитической самостоятельности этих государств. Это не то, что нужно гегемону. Поэтому и организуют США исторические посиделки в Кэмп-Дэвиде, примиряя и успокаивая заклятых союзников.