Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Нефтяная отрасль России продолжает работать в весьма жестких условиях. Национальные нефтекомпании, помимо сложного процесса адаптации из-за необходимости обходить западные санкции (которые нацелены подорвать национальные экспорт и добычу черного золота), синхронно решают задачу сокращения предложения нефти в рамках сделки ОПЕК+. Но снижать поставки необходимо для стимулирования роста мировых цен на нефть.
При этом отрасль достойно держит санкционный удар. Экспорт и добыча сокращаются не слишком заметно. Особенно удивительно для Запада уверенное перенаправление потоков российской нефти из Европы в Азию. Впрочем, если верить выкладкам Международного энергетического агентства (МЭА), 70% этой нефти перевозится с участием компаний из G7. При этом агентство Reuters отмечает, что в этом году новые игроки поставили минимум половину от общего объема экспорта российской нефти и продуктов ее переработки. Выходит, за ними тоже стоят западные структуры.
Российские нефтекомпании на фоне санкционных ограничений стали все чаще тестировать поставки на ближневосточные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые стремятся воспользоваться скидками на нефть из РФ. По данным Kpler, ЛУКОЙЛ в августе впервые в этом году отправил малосернистую нефть со своего каспийского месторождения им. Филановского на НПЗ эмиратской группы ADNOC в Эр-Рувайсе.
С прошлого года российские нефтекомпании активно направляют партии нефти и нефтепродуктов в направлении порта Фуджера в ОАЭ, в том числе для блендирования (смешивания сортов разных производителей) и последующего реэкспорта. До введения санкций Вашингтоном и Брюсселем в адрес Москвы, которые затруднили экспорт российских энергоносителей, таких операций практически не было.
Крупнейшими же потребителями российской нефти по-прежнему являются заводы в Китае и Индии. Новости об успехах поставок российской нефти и нефтепродуктов в эти две страны в последние полгода уже стали привычными. Скажем, за январь – июль поставки сырой нефти только в Поднебесную превысили 60 млн тонн (рост более чем на 25% в годовом исчислении). Об этом свидетельствуют данные, опубликованные 20 августа Главным таможенным управлением КНР.
Благодаря более высоким транспортным расходам российские компании зарабатывают гораздо больше на продаже нефти в Индию, чем считалось ранее. В опубликованной в середине августа изданием Financial Times (FT) аналитической статье предполагается, что сборы за фрахт танкеров могли превысить $1 млрд за три месяца, предшествующих июлю. За этот период около 40% нефти, отгруженной из портов Балтики, было перевезено на танкерах, связанных с Россией. FT «обнаружило» этот солидный заработок флота на маршруте, опираясь на стоимость перевозок, рассчитанную агентством Argus.
Но также фиксируется прогресс на новых рынках. Так, Бразилия за полгода повысила импорт российского топлива с 31,6 тыс. до 234,9 тыс. баррелей в сутки (б/с), закупая его со скидкой. Агентство Bloomberg отметило, что власти сдерживают рост цен на топливо в стране, и возможность закупать нефтепродукты в РФ упростила решение этой задачи. По данным компании Kpler, Бразилия уже стала вторым по величине покупателем российского дизельного топлива в мире, уступая только Турции.
Кроме того, поступила отрадная новость из Пакистана: местная нефтеперерабатывающая компания Pakistan Refinery Limited (PRL) намерена продолжить импорт и переработку нефти из России. Об этом 14 августа заявил пакистанскому изданию The News главный исполнительный директор компании Захид Мир. Он также сообщил, что сейчас ведутся переговоры о новой сделке по поставке российской нефти.
Глава Минэнерго России Николай Шульгинов ранее уточнял, что оплата поставок нефти и нефтепродуктов в Пакистан будет производиться в валютах дружественных стран, а скидки Россия будет предоставлять «одинаково для всех на коммерческой основе».
Уверенный ход отраслевой экспортной адаптации России способствует восстановлению притока в федеральный бюджет: Минфин РФ сообщил, что средняя стоимость барреля нефти Urals в период с 15 июля по 14 августа превысила $70. В сравнении с предыдущим периодом (15 июня — 14 июля этот показатель был на уровне $58) цена выросла более чем на $12 и превысила ценовой потолок — $60 за баррель, установленный в отношении российской нефти. Исходя из цены мониторинга регулятора, ставка пошлины на экспорт нефти с 1 сентября составит $21,4 за тонну, что на $4,5 выше июльской ставки.