Сброс очищенной от радиоактивных частиц воды с АЭС "Фукусима-1" начнется 24 августа. Об этом на заседании правительства объявил премьер-министр Японии Фумио Кисида.
"Было принято решение начать сброс воды 24 августа, если не возникнет никаких помех с точки зрения погодных условий и условий на море", - отметил он, подчеркнув, что перед принятием соответствующего решения японские власти еще раз подтвердили полную готовность всех профильных министерств и ведомств, а также компании-оператора Tokyo Electric Power осуществить безопасный сброс воды.
Сброс воды вызвал массовые протесты как в Японии, так и дипломатические демарши со стороны сопредельных государств, в том числе России и КНР
Эколог, участник программы «безопасность радиоактивных отходов» Андрей Ожаровский считает необходимым «разделить проблему слива радиоактивной воды с Фукусимы на принципиальный и частный вопросы. Частный вопрос упирается в то, что, действительно, по действующим нормативам можно сбрасывать любые радиоактивные и нерадиоактивные отходы в Мировой океан, мотивируя тем, что он огромен и там все разбавится до «безопасных концентраций». Но с принципиальной точки зрения любому здравомыслящему человеку понятно, что это какая-то людоедская логика. Ведь не хочет же человечество превратить Мировой океан в сточную канаву атомной и химической промышленности. И даже если сейчас все пройдет гладко, и японцы смогут это сделать, то я не удивлюсь, что через некоторое время другие атомные страны захотят также сбрасывать свои радиоактивные отходы. Ведь это крайне дорогая вещь хранить радиоактивные отходы на своей территории. Поэтому не исключаю, что мир откатится к стандартам 1970-х годов, когда практически все страны выливали жидкие радиоактивные отходы в Мировой океан, пока это было не запрещено Лондонской Конвенцией. Конечно, японцы не знают, что делать с этими отходами. Да, они существенно их почистили, но очистить воду от трития они не смогли. И они начали ссылаться на нормативы, заявляя, что вода условно чистая и ее можно пить. На что японское экологическое движение резонно отвечает, что тогда пускай сотрудники АЭС и будут пить ее. Поэтому разумный выход - это продолжать хранить эту радиоактивную воду, ведь период полураспада трития - 12 лет, но японцы на это не пошли, видимо, с целью экономии. Поэтому соседние страны справедливо высказывают свои опасения, потому что надо запрещать сбрасывать любые отходы в любые водоемы. И, несмотря на радиационную катастрофу на Фукусиме, это не должно стать прецедентом».
По словам эксперта, «к сожалению, в скандальном докладе МАГАТЭ указано, что есть сильные океанические течения, которые будут уносить радиоактивный тритий от побережья Японии и, разбавляя воду, будут включать ее биологический кругооборот. Другими словами, чуть-чуть повысится радиоактивность рыбы, морепродуктов. Но здесь МАГАТЭ недооценивает опасность. А японцы обменивают свою безопасность на то, что большее число людей на Земле подвергнется радиоактивному облучению и, самое главное, внутреннему облучению. Ведь люди, съевшие такую рыбу или морскую капусту, получат тритий внутрь, и получат лишнее облучение, и для кого-то оно может стать фатальным».