Игорь Пшеничников, политолог
15-й саммит БРИКС, который состоялся в ЮАР, выходит за рамки многочисленных и часто рутинных форумов, о которых забывают через пару дней. Это было по-настоящему историческое событие. Де-факто было зафиксировано зарождение новой глобальной архитектуры международных отношений, которая идет на смену нынешней глобальной моноцентричной модели с гегемонией одного игрока и одной валюты. Это не просто новая система отношений, рождается новая система глобального руководства планетой.
Любопытно отражение саммита БРИКС в двух диаметрально противоположных зеркалах. Пресса стран глобального Юга пишет о саммите БРИКС с восторгом и надеждой. Вот лишь некоторые тезисы: "Времени, когда главную роль играли США, пришел конец". "БРИКС создаст многополярный мир". "Именно Россия активно участвует в борьбе с США, и отказ от доллара – уже не просто идея, а реальный факт".
Западная пресса фокусируется на "противоречиях" стран БРИКС, изворачиваясь в своей собственной лжи и поливая грязью Россию: "Для президента России Путина, который почти в мессианских выражениях описал свое желание создать новый мировой порядок, этот саммит подчеркнул его глобальную изоляцию" (американская The Washington Post). "Одни партнеры настаивали на поддержании хороших отношений с Западом, в то время как другие упирали на превращении США и их союзников в антагонистических соперников. Самый ярый сторонник разделения мира на блоки – лидер России Путин"(испанская El País). Пожалуй, инсинуации западной прессы уже не стоят комментариев. Остановимся на итогах саммита, которые говорят сами за себя.
"Пророчества" Запада, который всеми силами пытался предотвратить расширение БРИКС и убедить самого себя и других, что БРИКС – это всего лишь экономический клуб, - "ушли в свисток". На саммите БРИКС принято решение о принятии в блок шести новых стран, полноправное членство которых начнется 1 января 2024 года. Это Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Эфиопия. Кроме того, участники саммита одобрили критерии вступления в БРИКС, а это положило конец инсинуациям Запада о разногласиях в рамках блока относительно членства в нем.
БРИКС, учитывая также, что интерес к участию в нем проявляют уже около 40 государств, строит новую модель управления миром, создавая свои, параллельные и альтернативные западным, структуры управления и хозяйствования. Речь, в частности, идет Новом банке развития (НБР), который де-факто выполняет функции МВФ и Всемирного банка (ВБ) в рамках БРИКС. Только, в отличие от МВФ и ВБ, Новый банк развития не подконтролен США, которые используют МВФ и ВБ и их кредиты как инструмент финансового закабаления стран-должников. НБР призван кредитовать социально-экономические проекты, нацеленные улучшения качества жизни людей в странах-членах. В этом можно убедиться, заглянув на официальный сайт НБР.
Важнейшим вопросом на саммите БРИКС был вопрос перехода стран-участников к торговле за национальные валюты. Выступая на саммите по видеосвязи, президент России Владимир Путин назвал процесс дедолларизации "необратимым". По его словам, "предпринимаются усилия по отработке эффективных механизмов взаимных расчётов и валютно-финансового контроля". "Как результат — доля доллара в экспортно-импортных операциях в рамках БРИКС снижается: в прошлом году она составила всего лишь 28,7%", - сказал Путин. Именно это дало одной из арабских газет написать, что "Путин сокращает количество своих битв до одной – борьбы с доминированием доллара". На самом деле, это не идея не только Путина. Её поддерживают все страны БРИКС.
Но главное, повторимся, БРИКС - это совсем не экономический клуб. Это организация, в которой страны глобального Юга и, добавим, глобального Востока увидели гигантский потенциал изменения действующей мировой системы, где США и их союзники диктуют свою волю всему остальному миру, демонстрируют стремления к диалогу на предмет установления равноправных политических и экономических отношений и всячески препятствуют какому бы то ни было изменению статус-кво.
Вопрос: почему БРИКС, возникший еще в 2008-м, как попытка создания альтернативных Западу финансово-хозяйственных институтов, только сейчас приобрел такой вес, такое влияние и вызвал к себе гигантский интерес всего развивающегося мира? Всем очевидно, что цементирующую роль в этом некогда аморфном, как выглядело поначалу, объединении играет Россия, без которой БРИКС никогда бы не имел образа силы, противостоящей американскому гегемонизму.
В особом свете БРИКС предстал после начала Россией своей военной операции на Украине, что всем миром – и западным и незападным – единодушно воспринимается как вызов, брошенный Москвой гегемонии США и нынешнему моноцентричному миропорядку. Иными словами, БРИКС приобрел новый смысл с изменением геополитической обстановки, главным содержанием которой стало открытое противостояние России Соединенным Штатам и всем очевидная грядущая победа России над коллективным Западом на Украине.
И потому БРИКС, вектор движения в котором определяет мощная в военном отношении и независимая Россия, стал естественным полюсом притяжения всех, кто видит в многополярности мира воплощение (пусть и не идеальное) присущего людям чувства справедливости. В течение последнего года БРИКС обрёл новый смысл, перестав быть просто клубом, участники которого лишь пытались найти некие способы выгодного экономического взаимодействия в условиях безоговорочной гегемонии США и их валюты. Это уже политико-идейный блок, имеющий антизападную направленность и устремлённый в будущее. И в этом смысле саммит БРИКС в ЮАР открыл новую страницу мировой истории. Без преувеличения.