Михаил Гамандий-Егоров, журналист
После 15-го саммита БРИКС в ЮАР у очень многих жителей континента заметно воодушевление. Кроме, наверное, тех, чьи страны, будучи кандидатами, пока еще не были приняты в альянс. Но, как говорится, всему свое время. В любом случае сегодня как никогда очевиден общий или, по крайней мере, очень близкий взгляд на будущее у Африки и организации крупнейших мировых не западных экономик.
Прошедший саммит БРИКС в Йоханнесбурге можно считать историческим. И не только потому, что на нем в открытую официально обозначились те контуры, которые и формируют многополярный мир (в том числе постепенное отдаление от западных финансовых инструментов), ярко выраженное объединение стран Глобального Юга (по крайней мере весьма значительной его части) и отныне четкое позиционирование себя как альтернативы мировому западному меньшинству человечества.
Естественно, ключевым моментом стал вопрос расширения состава участников альянса. И это расширение произошло. Это уже колоссальный сдвиг. Даже в западных СМИ сегодня открыто признается роль БРИКС как ключевой оппозиции Западу. Добавим от себя – западному истеблишменту.
Что касается восприятия Африкой как самого прошедшего саммита, так и дальнейших перспектив – однозначно превалируют оптимистические чувства. И далеко не только потому, что данный исторический 15-й Саммит БРИКС прошел на африканской земле – в ЮАР. Но еще и потому, что среди шести новых членов мировой про-многополярной организации – двое – именно африканские представители. Египет и Эфиопия.
В случае с первым все в принципе понятно. Вторая экономика Африки по номинальному ВВП (после Нигерии) и первая по ВВП в паритете с покупательной способностью (по данному показателю впереди той же Нигерии). В целом одна из ведущих сил Африканского континента и арабского мира.
В случае Эфиопии все также выглядит логично: вторая по численности населения в Африке (более 120 миллионов человек), в пятерке ведущих африканских экономик, в столице страны Аддис-Абебе находится штаб-квартира Африканского Союза. И весьма немаловажный факт: Эфиопия – единственная страна континента в истории, которая так и осталась свободна от западного колониализма, несмотря на многочисленные попытки тех же итальянцев. Не стоит забывать и про древнюю цивилизацию страны.
Что также интересно – из отныне 11 членов БРИКС – три страны как раз представляют Африку. И это не говоря о том, что на следующих этапах присоединения, которые однозначно будут, другие африканские государства тоже будут участвовать в расширении альянса.
В целом БРИКС и Африка уже связаны прочными узами. Китай – крупнейший торгово-экономический партнер (как страна) стран континента. Индия, Бразилия и Россия исторически тесно связаны с Африкой и продолжают расширять свое присутствие. А ЮАР как раз является представителем континента в качестве одной из ведущих сил. По многим показателем – ведущей державой Африки.
И как бы Запад ни пытался сломать или испортить репутацию стран альянса среди африканских жителей – по сей день это имеет абсолютно обратный эффект. Ни потенциальные санкции, ни всевозможные угрозы, ни даже обещания дополнительных существенных инвестиций Вашингтона и его европейских последователей никак не способны переломить процесс. Хотя, наверное, правильней сказать процессы, свойственные многополярному миру.
Конечно, есть и те, кто настолько хотели вступить в БРИКС уже на этом первом этапе расширения, что выражают определенное недовольство выбором новых шести членов организации. А почему не мы сейчас? Но эмоции спадут, а главное стоит понимать, что им есть еще над чем работать. Главное же – что двери БРИКС остаются открытыми для всех не западных государств, имеющих основания для дальнейшего вступления и разделяющих основополагающие ценности – как самого БРИКС, так и всего международного многополярного порядка. Иными словами, подавляющего числа человечества. Африка в своем большинстве это прекрасно понимает.
И, как говорил некоторое время назад один известный знакомый журналист и общественный деятель из Камеруна: «Африка должна не только стремиться в БРИКС, но и внести большой вклад в дальнейшее развитие альянса». Верю, что так и произойдет.