Группа высокопоставленных офицеров ВС Габона заявила в эфире национального телевидения о приходе к власти и об отмене результатов президентских и парламентских выборов, прошедших 26 августа. Как сообщило агентство Reuters, среди мятежников - представители службы безопасности, национальной и президентской гвардии, армии, полиции.
Переворот произошел почти сразу после того, как государственный избирательный центр Габона объявил, что действующий президент страны Али бен Бонго Ондимба переизбран на третий срок с 64,2% голосов. Главным конкурентом главы государства выступил Альбер Ондо Осса, который набрал 30,7% голосов. Оппозиция заявила о нарушениях при проведении выборов и о несогласии с их результатами.
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров отмечает, что «переворот, совершенный в Габоне, это еще один удар по позициям Франции в Африке. Нестабильность стала чувствоваться, и, видимо, те, кто провел этот переворот, понимают, что надо что-то менять, потому что недовольство населения существующим положением увеличивается. И эта нестабильность говорит о том, что привычные, сложившиеся методы контроля Франции над бывшими странами, входившими в колониальную империю Франции, утратили свою актуальность. Такая политика Франции уже в прошлом, и нужно ее менять и находить какие-то новые формы взаимодействия с этим странами. Но пока это не получается, и колониальное прошлое дает о себе знать. И я не думаю, что в ближайшее время Франции удастся быстро наладить и восстановить свое влияние в этих странах».
По мнению эксперта, «пока не ясно, на кого будет ориентироваться новое правительство Габона, потому что до конца не ясны требования и конкретные цели, которые преследуют люди, совершившие захват власти. Но ясно одно, что людям надоело жить, как они жили десятилетиями, когда нет роста благосостояния и развития экономики. А в силу неразвитости политических и партийных структур в этих странах, им приходится действовать таким способом».