Юрий Веселов, военный обозреватель
Уже несколько дней в сирийской провинции Дейр эз-Зор идут вооруженные столкновения между арабским племенным ополчением «Военный совет Дейр эз-Зора» и курскими «Отрядами народной самообороны» (ОНС), ранее входившими в состав проамериканских вооруженных формирований «Сирийских демократических сил» (СДС). Поводом к обострению ситуации послужил неожиданный арест курдами лидера «Военного совета» Абу Халва 28 августа.
В ответ политическое руководство и лидеры ряда сирийских племенных образований потребовали не только немедленного освобождения своего лидера, но и выдвинули СДС ультиматум – вывести свои вооруженные формирования из многих населенных пунктов районов, прилегающих к правому берегу реки Евфрат провинции Дейр эз-Зор. Вооруженные попытки курдов по усмирению восставших привели к резкому росту сопротивления, в результате которого «Отряды народного сопротивления» потеряли несколько десятков боевиков и были вынуждены оставить 19 населенных пунктов, в том числе города Аль-Хаджин и Дибан.
На стороне «Военного совета Дейр эз-Зора» выступили отряды ополчения влиятельных на востоке племен. Их негласно поддерживают ориентирующиеся на Иран шиитские формирования. Столкновения продолжаются с применением артиллерии и стрелкового оружия.
Следует пояснить, что арабские племена в период активной вооруженной борьбы (2014-2016 гг.) против «Исламского государства» (ИГИЛ, запрещенная в России мусульманская международная террористическая группировка) входили в состав созданных под эгидой Пентагона СДС. Именно благодаря их участию данные формирования представлялись участниками так называемой «западной коалиции» как «арабо-курдские освободительные силы». Хотя основу СДС составляли и составляют сейчас чисто курдские ОНС.
В послевоенный период военно-политическое руководство курдов постепенно отстраняло наиболее несговорчивых лидеров сирийских племен от власти, лишало их финансового и материального обеспечения от получаемой прибыли продаваемой нефти и газа. Более того, курды все эти годы фактически грабили арабов, занятых производством сельскохозяйственной продукции, насильно принуждая их снижать цены на выращиваемые фрукты и овощи. Но главным, безусловно, была отставка влиятельных племенных лидеров от «нефтяной кормушки».
Надо прямо сказать, что сирийские племена на востоке и северо-востоке Сирии всю новейшую историю этого государства довольно враждебно относились к центральной власти и наиболее рьяно выступали с сепаратистских позиций. Причиной их вхождения в состав сил «западной коалиции», возглавляемой США, стало неприятие идеологии радикального ислама, навязываемой ИГИЛ. При том, что значительная часть населения племен является язычниками, и в течение столетий с оружием в руках отстаивало свою веру.
Военные возможности племен несопоставимо слабее организованных вооруженных формирований курдов, несмотря на некогда оказанную им военную помощь американцев. Тем более, что не все лидеры сирийских племен в данном регионе поддерживают «Военный совет Дейр эз-Зора». Таким образом, вооруженные столкновения следует рассматривать в качестве локального конфликта, острота которого заключается лишь только в том, что он носит выражение недовольства против проамериканских сил.
Безусловно, командование ВС США на Ближнем Востоке проявляет озабоченность сложившейся ситуацией и не намерено прямо вмешиваться в конфликт, если к «мятежникам» не примкнут лояльные Ирану шиитские отряды или же правительственные силы. Но вывод англосаксы сделают и, надо полагать, окажут влияние на своих курдских союзников.
Выход из обострившейся ситуации видится следующим: Пентагон выделит какие-то финансовые средства лидерам племен, чтобы таким образом урегулировать конфликт. А арестованный Абу Халва будет выпущен (если он остается жив). Это излюбленная тактика англосаксов, которая оправдала себя в ходе взятия Багдада.
Расчет некоторых блогеров на то, что мятеж на востоке Сирии может перерасти в массовое военное выступление против американцев, не оправдан.
А вот командование другой оккупационной армии – турецкой, решило воспользоваться ситуацией, и предприняло ряд наступательных действий против СДС в районе города Мамбидж. Турки не были бы турками, чтобы не кинуться, словно гиена, на падаль. Отлично осознавая ситуацию вокруг этого города, где дислоцируются словно слоеный пирог сирийские и российские подразделения вместе с курдскими отрядами, османы решили натравить стороны на всплеск боевых действий. Не получилось. Российская и сирийская артиллерия пресекла провокационные попытки лояльных Турции формирований взорвать обстановку.