Игорь Пшеничников, политолог
Если верить утверждениям турецкого лидера, то его встречу в Сочи с президентом России "ждал весь мир". Эрдоган сознательно подогревал интерес к его переговорам с Путиным. И, вероятно, он надеялся укрепить свой имидж виртуозного переговорщика, который умудряется не ссориться в Путиным, вести дела с Зеленским и даже поставлять ему оружие и одновременно, так или иначе, быть форпостом НАТО на южном и ближневосточном направлении. Эрдоган не получил желаемого. А президент России, не потеряв турецкого партнера, хладнокровно и даже как-то "по-дружески" осадил его пыл.
Напомню, что реализация сделки, которая предполагает вывоз украинского зерна из черноморских портов и нормализацию экспорта российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки, была прекращена 17 июля по причине невыполнения части, касающейся России. По итогам переговоров в Сочи, которые закончились отказом России возобновить зерновую сделку в прежнем формате, Эрдоган снова назвал Путина другом. Это говорит о том, что "дружеский роман" России и Турции продолжается. И Россия сохранила в Турцию в качестве партнера, с которым следует иметь дело.
Надо понимать, что зерновая сделка, ради которой Эрдоган приехал в Сочи и возобновлении которой в старом формате он рассчитывал заработать себе новые очки как политика мирового уровня перед саммитом G20 в Индии и сессией Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, не имеет такого же значения для России. В конечном счете не русские нуждаются в хлебе насущном – он у нас, слава Богу, в достатке. Значение для нас имеет другой фактор. Турция важна для России прежде всего как хозяйка черноморских проливов. Закрыв проливы Босфор и Дарданеллы даже в нарушении Договора Монтрё, Турция сможет запереть весь наш Черноморский флот в Черном море и застопорить всю нашу торговлю, идущую через проливы. Особенно это важно сейчас. Поэтому Москва должна продолжать свой роман с Анкарой.
Западные союзники Турции, которая так или иначе представляла и их интересы, тоже прочли итоги переговоров как то, что Эрдоган остается на связи с Путиным, и что через Эрдогана можно транслировать в Москву нужные сигналы. Для России такой "канал связи" тоже важен. Но Россия поменяла, так сказать, формат доверия и к Турции, и к Западу. Всё теперь как в литературной классике – «утром деньги – вечером стулья». Если с Западом всё было давно понятно, то к Турции у нас серьезные претензии. Ведь это именно Турция, будучи инициатором зерновой сделки, должна была гарантировать обеспечение русских интересов. Она этого не сделала. И потому Россия теперь ставит Турцию в один ряд с ее западными союзниками, заявляя о готовности возобновить сделку, но только под гарантии.
Именно так надо понимать слова Путина о том, Россия готова подумать о реанимации зерновой сделки, но только после снятия ограничений на экспорт российской агропродукции. "Хотел бы вновь подтвердить нашу принципиальную позицию: мы будем готовы рассмотреть возможность реанимировать зерновую сделку, я сегодня об этом еще раз сказал господину президенту, и сделаем это сразу же, как только будут выполнены все зафиксированные в ней договоренности о снятии ограничений на экспорт российской агропродукции", - цитирует Путина агентство ТАСС. И еще яснее: "Мы не против этой [зерновой] сделки, мы готовы в нее немедленно вернуться, как только будут исполнены данные нам обещания. Вот и все. Вот сегодня исполнят обещания, в течение ближайших нескольких дней мы вернемся в полном объеме, будем выполнять все, что от нас хотят".
При этом Путин не дал повод обвинить Россию в провоцировании голода в Африке, что часто можно слышать от наших бывших партнеров на Западе. Путин подчеркнул, что Россия, несмотря на все чинимые препоны, намерена продолжать экспортировать продовольствие и удобрения, способствовать стабилизации цен и улучшению ситуации в мировой сельхозотрасли. В этих целях Россия предложила организовать поставки 1 млн тонн зерна из России по преференциальной цене для переработки в Турции и затем безвозмездной транспортировки в беднейшие страны.
По мнению турецких экспертов, тот факт, что Эрдоган не добился желаемого в Сочи, не приведет к ухудшению отношений Турции и России. Так, в частности, считает директор турецкого аналитического центра Kafkassam Хасан Октай, который озвучил свое мнение в беседе с ТАСС. Но это и не в интересах Эрдогана. Сейчас турецкий лидер начнет челночную дипломатию в расчете добиться того, чего он хотел до поездки в Сочи. По сообщениям турецкой печати, Эрдоган проведет серию встреч на полях Генассамблеи ООН, которая пройдет 19-25 сентября. Ясно дело, что он не обойдет вниманием и американцев. Точнее, они его не отпустят без подробного пересказа того, что он услышал от Путина и что не выносилось на пресс-конференцию. Проправительственная газета Hürriyet снова, как и в преддверии сочинских переговоров, полна надежд, что Эрдоган и Путин после возвращения президента Турции из Нью-Йорка могут провести новую встречу.