Лидеры России и Турции в ходе переговоров, состоявшихся 4 сентября в Сочи, обсудили перспективы одного из ключевых направлений двустороннего сотрудничества - кооперацию между Москвой и Анкарой в газовой сфере и атомной энергетике. Владимир Путин выразил надежду, что в ближайшее время переговоры по созданию газового хаба в Турции будут завершены и это сделает ситуацию в энергетике в регионе более стабильной и сбалансированной. По его мнению, газовое сотрудничество развивается динамично: «Достигнуты договоренности между основными поставщиками и потребителями с обеих сторон, и я надеюсь, что так оно и будет и в ближайшее время мы будем свидетелями этого».
Президент РФ также отметил успешный ход строительства атомных блоков электростанции «Аккую». «Теперь Турция в полном смысле этого слова стала членом международного клуба ядерных государств – после поставки первой партии российского атомного топлива на «Аккую». В следующем году – всё идет по плану – мы запустим первый блок. Здесь есть интересные возможные варианты продолжения нашего сотрудничества. Сейчас на станции продолжает работать очень большой квалифицированный коллектив – под 25 тысяч человек», – заявил Путин.
Лидер Турции подтвердил динамику на стройплощадке АЭС «Аккую»: «Развитие событий там продолжается очень положительно». При этом Эрдоган намекнул о проекте атомной электростанции в городе Синоп: «Я считаю, что между нами будет и такой шаг в отношении строительства новой атомной электростанции».
Комментируя план создания во Фракийском регионе газового хаба, Эрдоган был лаконичен, заявив, что «это отдельно обогатит наши отношения».
На пресс-конференции по итогам российско-турецких переговоров лидеры двух стран сосредоточились уже на подробностях совместных энергетических проектов в ядерной и газовой сферах. Владимир Путин назвал «подлинно стратегическим» характер российско-турецкого сотрудничества в энергетике. Он уточнил, что «Росатом», реализующий в Турции проект АЭС «Аккую», построит четыре энергоблока российского дизайна общей мощностью 4800 мегаватт; пуск первого энергоблока станции намечен в 2024 году.
В апреле этого года на «Аккую» было завезено российское атомное топливо, и АЭС получила официальный статус ядерного объекта – такой статус присваивается МАГАТЭ. Таким образом, Турция вступила в клуб государств, обладающих технологиями мирного атома.
Продолжается тесное взаимодействие в газовой сфере: в прошлом году Россия поставила в Турцию по газопроводам «Турецкий поток» и «Голубой поток» 21,5 млрд кубометров газа, а за январь–август текущего года – свыше 10 млрд кубометров. Владимир Путин подчеркнул, что «Россия всегда была и будет надёжным, ответственным поставщиком газа». Он отметил, что, помимо надежного обеспечения турецкой экономики этим высокоэффективным и экологичным видом топлива, Россия готова экспортировать транзитом через Турцию газ потребителям в третьи страны – туда, где в этом партнеры заинтересованы. «Именно с этой целью предложили создать на территории Турции региональный газовый хаб. «Газпром» передал компании «Боташ» проект «дорожной карты» по реализации данного проекта. На повестке дня – учреждение совместной рабочей группы, согласование правовых рамок функционирования хаба, схем осуществления торгов и передачи приобретённого газа», – подытожил российский лидер.
В завершение пресс-конференции Эрдоган акцентировал внимание на атомной компоненте, отметив, что «Аккую» строится, но есть и второй шаг в этой сфере: «В Синопе, речь шла об этом городе, мы с моим дорогим другом обсудили и строительство второй атомной электростанции, и этим шагом Турция, несомненно, преодолеет новую планку».
Итак, позиции сторон в энергетике сверены и сближены. Но касательно газового хаба – по-прежнему нет четкой ясности, кто же все-таки будет потребителем. Расчет у Москвы и Анкары на Европу, однако здесь надо учитывать политическую подоплеку и пропаганду Брюсселя о необходимости отказа от российского «голубого топлива», объем которого предполагает быть превалирующим на хабе. Для запуска проекта нужны жесткие гарантии со стороны потребителей, а их нет.
Второй неоднозначный момент – стратегическая ставка на усиление атомной компоненты в Турции. С одной стороны, это, безусловно, отрада российским атомщикам. Но, с другой стороны, неизбежное ослабление позиций «Газпрома» на республиканском газовом рынке. Планировать прогресс в сбыте газа в Турции становится едва ли логичным. Особенно если учесть, что вроде как намечается еще и новый атомный проект в Синопе. Правда, о нем в Сочи говорил только Эрдоган, а Путин публично не подтверждал планы по второй проект АЭС в Турции.
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности