Саммит Владимира Путина и Ким Чен Ына прошел в среду на космодроме Восточный в Амурской области. Лидеры России и КНДР общались как на встрече в широком составе, с участием делегаций, так и тет-а-тет. Это первая зарубежная поездка председателя государственных дел КНДР с 2019 года.
Один из ключевых вопросов, находившихся в центре внимания наблюдателей, - как будут развиваться российско-северокорейские отношения в условиях санкций СБ ООН в отношении КНДР, которые в свое время были одобрены РФ, но сейчас крайне затрудняют развитие отношений двух стран в экономической сфере и практически парализуют ВТС. Следует, правда, иметь в виду, что собственно военное сотрудничество – совместные маневры, учения, заходы боевых кораблей и т.д. под санкции ООН не подпадают.
Уже сам выбор места переговоров лидеров двух стран – космодром Восточный, а также посещение Ким Чен Ыном ряда дальневосточных предприятий ВПК свидетельствуют, что обе стороны заинтересованы во всестороннем взаимодействии в военной и военно-технической сферах.
Характерен в этой связи и состав северокорейской делегации. Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) ранее сообщило, что Ким Чен Ына сопровождают министр иностранных дел КНДР Цой Сон Хи, заместитель председателя Центрального военного комитета Трудовой партии Ли Бен Чхоль и начальник отдела военного управления ЦК Трудовой партии Пак Чон Чхон.
С другой стороны, в июле нынешнего года министр обороны России Сергей Шойгу посетил КНДР, после чего северокорейский лидер заявлял о намерении развивать оборонное сотрудничество с Россией. В контексте СВО зарубежные СМИ утверждают, что Россия также заинтересована в продукции северокорейского ВПК, в частности артсистем и боеприпасов к ним. Администрация же США еще в 2022 году утверждала, что власти КНДР якобы тайно направляют в Россию артиллерийские снаряды.
Накануне визита руководитель пресс-службы Госдепартамента Мэттью Миллер предупредил, что «любая передача вооружений Северной Кореей России будет нарушать ряд резолюций Совета Безопасности ООН». Он также заявил, что «мы будем наблюдать за происходящим и при необходимости без колебаний примем меры, чтобы призвать к ответу виновных». С аналогичным по содержанию и тону заявлением выступил и британский премьер-министр Риши Сунак. Однако, судя по заявлению Госдепа, конкретных фактов о передаче северокорейских ВВТ России в Вашингтоне нет.
Содержание состоявшихся на Восточном переговоров не раскрывается, по их итогам не было обнародовано каких-либо документов. Воздержались лидеры и от проведения итоговых пресс-конференций.
Тем не менее с российской стороны прозвучал ряд важных заявлений.
Так, президент РФ Владимир Путин сообщил, что у военно-технического сотрудничества (ВТС) России и КНДР есть перспективы, несмотря на то, что Москва соблюдает санкции Совбеза ООН.
"Есть же определенные ограничения. Россия все эти ограничения соблюдает, но есть вещи, о которых мы, конечно, можем говорить, обсуждаем, думаем об этом. И здесь тоже есть перспективы", - сказал Путин, отвечая в эфире программы "60 минут" на канале "Россия-1" на вопрос, обсуждалась ли на переговорах с лидером КНДР Ким Чен Ыном тема ВТС. Путин подчеркнул, "Россия - страна самодостаточная". "Но в рамках действующих правил у нас есть возможности, на которые мы тоже обращаем внимание и обсуждаем их", - добавил он.
В свою очередь министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в эфире этой же программы отметил, что Москва и Пхеньян будут развивать сотрудничество, которое не будет подвергаться давлению стран Запада. "Мы с КНДР будем развивать, как и договорились, подтвердили сегодня наши лидеры, взаимовыгодное сотрудничество, которое не будет подвержено незаконному давлению Запада", - сказал глава российского дипведомства.
Он указал на то, что "вопросы соблюдения международного права сейчас обретают особые звучания". "Соблюдать нужно не какой-то один элемент Устава ООН, а все эти элементы, все принципы Устава ООН в их взаимосвязи", - акцентировал внимание глава российской дипломатии.
Ранее посол России в КНДР Александр Мацегора в эксклюзивном интервью ТАСС заявил, что «про влияние санкций СБ ООН на двусторонние политические отношения я бы сказал более определенно: они никоим образом на них не влияют. Что же касается санкционного давления как фактора, способного так или иначе затруднить экономическое сотрудничество между Россией и КНДР, то и мы, и наши корейские партнеры исходим из того, что он если не навсегда, то очень и очень надолго. Так что если ориентироваться на санкции, которыми и нас, и их обложили, как говорится, со всех сторон, то о взаимодействии в практических областях можно было бы забыть. Это неприемлемо, так быть не должно».
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Крутаков отмечает в этой связи, что ,«поскольку Россия сама находится под санкциями, ей надо открыто выступать против санкций ООН в отношении КНДР и открыто объявлять о том, что санкции и институты ООН не работают. Надо забыть обо всех этих историях с санкциями ООН против КНДР и начать сотрудничать с нуля с этой страной».
По мнению эксперта, «никаких последствий в связи с этим для России быть уже не может. Все, что только можно было сделать Западом по отношению к России, уже сделано. Россия – изгой для США, и не надо придумывать, что кто-то на Западе делает ставку на Россию, поэтому и Россия не должна делать ставку на Запад и обращать внимания на Запад, а делать как она считает нужным».
В свою очередь старший преподаватель МГИМО МИД РФ Алексей Зудин считает, что «соблюдение или несоблюдение Россией санкций ООН в отношении КНДР – это наше суверенное решение. Это решение, которое будет принимать наше политическое руководство, и это решение будет определяться теми потребностями России, которые возникли в изменившейся геополитической ситуации. Нужно отделять сейчас существенное от наносного. России необходимо расширять круг союзников, причем надежных союзников. Мы вправе принимать решения, которые нам полезны. К тому же я не стал бы забывать, что, когда Россия поддерживала и принимала решение о поддержке тех или иных санкций ООН в отношении КНДР, Россия была не вполне самостоятельна, и тем более Россия была слаба. Так что обоснованность тех старых решений под сильным вопросом. Не полежит никакому сомнению, что те решения, которые Россия примет сейчас, будут определяться законными интересами России как суверенного государства».