Москва
15 ноября 2025 / 09:16
Москва
15 ноября 2025 / 09:16
Котировки
USD
15/11
81.1276
0.0000
EUR
15/11
95.0987
0.0000
Экономика
Кандидат в президенты США намерен ограничить доступ КНР к американскому рынку
Пока меры по экономическому сдерживанию КНР не приносят результатов
18 сентября 2023 / 18:52
Кандидат в президенты США намерен ограничить доступ КНР к американскому рынку

Владимир Блинков, экономический обозреватель

Бывший вице-президент США, кандидат на пост главы государства в 2024 году Майк Пенс заявил 17 сентября, что Соединенным Штатам необходимо усиливать давление на Китай, сообщает CNN.

По словам Пенса, в случае победы на президентских выборах он ограничит доступ КНР к экономике Соединенных Штатов. Также он пообещал усилить военное присутствие в Азиатском регионе.

Курс на жесткое противостояние с Китаем был взят еще администрацией Дональда Трампа (2016-2020 гг.). Администрация нынешнего президента США Джо Байдена не только продолжила этот курс, но и добавила новые ограничения в тех сферах торговли, где они уже действовали, а также распространила противостояние на новые сектора экономики. Последний из таких шагов – указ от 9 августа 2023 г. о введении проверки исходящих инвестиций и запрете некоторых инвестиций в китайские квантовые вычисления, проекты искусственного интеллекта и усовершенствованные чипы.

Эти действия обосновываются нынешним руководством США стремлением к «устранению рисков» в торгово-экономическом взаимодействии с Китаем.  Новыми предпочтительными торговыми партнерами вместо Китая для американского правительства стали такие страны, как Индия, Мексика, Тайвань и Вьетнам. Администрация США надеется стимулировать в этих странах создание производств, которые заменят импорт из Китая. И, как показывает статистика, эти меры вроде бы начинают давать результаты. Так, в первой половине 2023 г. США более активно торговали с Мексикой и Канадой, чем с Китаем, доля которого в американском импорте из развивающихся азиатских стран сократилась с 66% в 2017 г. до 51% в 2022 г. В то же время импорт производственных товаров из Вьетнама вырос за последние 5 лет с 5,8% до почти 12%, из Тайваня – с 6% до 8,8%, из Таиланда с 5% до 8,8%.

Но, по мнению специалистов журнала Economist, большая часть этих успехов не является тем, чем кажется на основе статистических данных. Торговые связи между Америкой и Китаем не сокращаются, а продолжаются, но только в более запутанных формахПоследнее обусловлено тем, что высокими темпами растет торговля между новыми предпочтительными торговыми партнерами Америки и Китаем, они, по сути, становятся «центрами переупаковки» китайских товаров. Так, в конце 2022 г. министерство торговли США обнаружило, что четыре крупных поставщика оборудования для солнечной энергетики, базирующиеся в Юго-Восточной Азии, практически не перерабатывали китайскую продукцию, но смена бренда позволяла китайцам обходить высокие тарифы на их товары.

Именно поэтому ряд американских аналитиков считает, что подход нынешней американской администрации только способствует углублению экономических связей между Китаем и новыми предпочтительными торговыми партнерами Америки. Для этих стран получение китайских инвестиций, а также промежуточных товаров с последующим экспортом готовой продукции в Америку являются источниками новых рабочих мест и процветания. Содействует этому и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство - торговое соглашение, подписанное Китаем со странами АСЕАН в ноябре 2020 г. Оно позволило организационно оформить единый рынок промежуточных товаров, торговля которыми в последние годы процветает.

Этот вывод подтверждает исследование, выполненное группой ученых из Калифорнийского университета (Кэролайн Фройнд с соавторами). Оно показало, что страны, имеющие прочные торговые отношения с Китаем, получили наибольшую выгоду от усилий американской администрации по перенаправлению торговли, а китайские цепочки поставок по-прежнему имеют огромное значение для Америки. 

По данным этого исследования, результаты работы по перенаправлению различаются по странам и отраслям. Некоторые продукты, импортируемые США, могут быть получены только в Китае. К ним относятся редкоземельные элементы и металлы, в которых китайские компании доминируют, например галлий, используемый в производстве микросхем, и литий, перерабатываемый для аккумуляторов электромобилей. В других случаях экспорт в Америку и другие страны Запада из стран ЮВА представляет собой не что иное, как переупаковку китайской продукции, чтобы избежать повышенных тарифов. В большинстве же случаев добавленная в этих странах стоимость формируется за счет установки относительно простых механических или электрических деталей, которые производители в этих странах могут покупать и в других странах, но по более высокой цене. Поэтому они предпочитают покупать в Китае, где они дешевле и их больше.

Таким образом, новые правила Америки оказались пока способны только переориентировать ее собственную торговлю с Китаем, но не смогли избавить всю цепочку поставок от китайского влияния. В итоге, в результате предпринятых США мер по замене экспорта из Китая на экспорт из других стран, значение Китая де-факто возросло. Снизив экспорт в Штаты, КНР увеличила экспорт в блок АСЕАН в 69 из 97 товарных категорий. Причем наиболее резко вырос экспорт электроники - от аккумуляторов и промышленных печей до машинок для стрижки волос. Например, за шесть месяцев 2023 г. китайские продажи этих товаров в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Филиппинах и Вьетнаме выросли на 80% по сравнению с 2018 г. до 49 млрд долл. Аналогичная картина наблюдается и в отношении прямых иностранных инвестиций, китайские инвестиции в важнейших странах Юго-Восточной Азии превысили американские.

Заводы во многих других странах, которых США относят к категории дружественных, также «кипят» от китайской активности, в первую очередь в автомобильной промышленности. Например, по данным мексиканской национальной ассоциации производителей автозапчастей, в 2022 г. 40% инвестиций в отрасль поступило от предприятий, переехавших в страну из Китая. Китайские компании экспортировали в Мексику продукции на 300 млн долл. в месяц, что более чем в два раза превышает сумму инвестиций пять лет назад.

В Центральной и Восточной Европе, где в последние годы наблюдался бум автомобильной промышленности, результаты мер по отделению от Китая также заметны. Если в 2018 г. на Китай пришлось только 3% автомобильных запчастей, ввезенных в Чехию, Венгрию, Польшу, Словакию, Словению и Румынию, то в настоящее время китайский импорт вырос до 10% благодаря их использованию в электромобилях, в производстве которых Китай доминирует. 

Так что пока укрепление экономических связей между этими странами – дружественными  Америке - и Китаем стали парадоксальным результатом политики по размежеванию с Китаем, проводимой американской администрацией. Учитывая, что большинство упомянутых стран отчаянно нуждаются в инвестициях и рабочих местах, которые приносит им торговля с Китаем, Америка пока не смогла убедить их уменьшить его роль в цепочках поставок. Наоборот, многие из них стремятся использовать ситуацию в свою пользу, получая китайские инвестиции и промежуточные товары и экспортируя готовую продукцию в США и другие страны Запада.

В итоге процесс по разъединению Америки и Китая в торговле и инвестициях, запущенный еще при Трампе и продолженный администрацией Байдена, на практике фактически способствовал формированию более длинных логистических цепочек и менее прозрачных коммерческих связей между ними.