Юрий Веселов, военный обозреватель
24 сентября армянский премьер Никол Пашинян в своем послании президенту России Владимиру Путину возложил на Москву вину за потерю Нагорного Карабаха, усомнился в эффективности долгой ориентации Армении на русских в области безопасности и заявил о приостановке участия своей страны в ОДКБ.
Были и другие упреки в адрес Москвы.
МИД России, пожалуй, впервые жестко и оперативно отреагировал на выпады Еревана, перечислив все, что было сделано и сказано армянским варчапетом во имя осложнения двусторонних отношений. Но то, что Армения по инициативе нынешнего руководства профукала Нагорный Карабах и отдала своему противнику более 120 тысяч армян – факт, не подлежащий никакому сомнению.
В настоящее время для Пашиняна нужно будет урегулировать заключительный вопрос – судьбу Зангезурского транспортного коридора – транспортного сообщения между основной территорией Азербайджана и Нахичеванской автономной областью, который протянется по армянскому району Сюник (азербайджанское название Зангезур). Только после договоренностей по данной проблеме может произойти подписание мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
Ильхам Алиев совсем недавно заявил о значительном продвижении переговоров по транспортному коридору, пояснив, что «осталось решить некоторые технические вопросы». Можно не сомневаться, что это именно так.
По информации азербайджанского внешнеполитического ведомства, встреча лидеров обеих стран пройдет 5 октября в Гренаде (Испания). При этом обе стороны кровно заинтересованы в подписании мирного договора, который устранит на юридической основе территориальные проблемы Азербайджана и Армении.
Следующим ходом Еревана будут шаги в направлении вступления Армении в НАТО. Эти шаги будут сопровождаться решениями правительства о прекращении дислокации в Гюмри российской военной базы, устранением российского миротворческого контингента. Никол Пашинян уже сейчас ориентируется на присоединение к Европейскому союзу и, не исключено, обговорил с американцами «дорожную карту» вступления в североатлантический блок.
Безусловно, данный процесс потребует времени, однако основное препятствие на пути в Альянс будет решено, и ничто не будет препятствовать Еревану по протекции Вашингтона «влиться в новую семью».
Есть ли у России рычаги воздействия, чтобы не допустить Армению в НАТО?
В настоящее время, кроме экономических, казалось бы, нет. Москва пока не располагает достаточными возможностями, чтобы удержать Ереван от крупной исторической ошибки, а попытки разъяснения пагубности выбираемого пути наталкиваются на усиливающееся сопротивление. Что касается экономического давления, то оно будет использовано в решающий момент: Армения на 80% зависит от российских энергоресурсов. Есть и другие формы воздействия.
Однако решающим фактором, который повлияет на позицию Армении, станет полная и безусловная победа России в проведении Специальной военной операции на Украине. Уже не скроешь того, что этого начинают опасаться все без исключения многочисленные противники Москвы и, особенно, англосаксы. Этим и объясняется их растущая активность в проведении подрывной антироссийской политики по периметру границ России, а также в дружественных ей странах.
Победа России нанесет непоправимый имиджевый удар по США и их ближайшим союзникам, даст возможность Москве диктовать условия строительства новых равноправных отношений в мире, в том числе убедительно требовать обеспечения равной безопасности в соответствии с предложениями президента России Владимира Путина, обнародованными в декабре 2021 года.