Владимир Блинков, экономический обозреватель
С коррупцией в Незалежной боролись все ее президенты с момента обретения страной независимости: от первого – Леонида Кучмы, до нынешнего – Владимира Зеленского. При Петре Порошенко было даже создано несколько специализированных органов для этой цели: Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), Высший антикоррупционный суд (ВАКС) и Государственное бюро расследований (ГБР). Но ничего не помогло.
Владимир Зеленский в ходе предвыборной кампании тоже обещал бороться с коррупцией. Однако, в результате предпринятых его администрацией действий коррупция стала фактически механизмом перераспределения западной помощи. Она охватывает сейчас все украинское общество. Так, в военной сфере, помимо военкоматов, в коррупционные схемы вовлечены медицинские и образовательные учреждения, предоставляющие фиктивные документы о состоянии здоровья или о поступлении на учебу, сотрудники пограничных и таможенных служб, за мзду оформляющие военнообязанным разрешения на выезд за рубеж, военные начальники, за деньги предоставляющие возможность находиться на 2-й или 3-й линиях обороны, и т.д. На широкую ногу поставлено разворовывание гуманитарной помощи.
На этом фоне у «западных партнеров» возникает все больше вопросов по поводу целевого использования направляемых средств. Масла в огонь добавили появившиеся в последние дни августа и в начале сентября в американских, европейских, японских СМИ публикации о разворовывании зарубежной военной и гуманитарной помощи и других злоупотреблениях в различных государственных ведомствах. Широко разошлась, например, история бывшего военкома Одессы Евгения Борисова, который под видом гуманитарной помощи ввез автомобиль за 250 тыс. долл. и приобрел недвижимость в Испании на 4,5 млн долл. Не способствуют улучшению настроения «западных кураторов» и периодически появляющиеся сообщения о наличии у самого Зеленского и членов его семьи миллиардных оффшорных счетов.
В итоге, в США и Европе масштабы разворовывания денег на Украине стали вызывать все больше беспокойства. Как написало польское издание Do Rzeczy: "Киеву следует быть очень осторожным и не давать поводов союзникам со стороны Запада для ограничения или остановки военной помощи на фоне высокого уровня коррупции в стране".
Отмечу, что на все эти претензии западных коллег президент Незалежной отреагировал весьма своеобразно - 6 октября, сразу после саммита Европейского политического сообщества в Испании, он заявил: «С начала конфликта ни один доллар не был украден у наших партнеров, а утверждения о коррупции в Украине распространяет Россия, чтобы расколоть поддержку Запада».
Тем не менее, реагируя на обострение ситуации, Зеленский все же был вынужден уволить ряд чиновников, коррупционная деятельность которых больше всего бросалась в глаза. Были проведены чистки в военкоматах, заменено руководство Минобороны и т.д. Он даже выступил с инициативой приравнять коррупцию к государственной измене. Но она не встретила понимания на Западе. В США опасаются, что ее реализация «по Зеленскому» будет предполагать передачу громких коррупционных дел в ведение СБУ, а это категорически не устраивает американских кураторов. Они опасаются, что с помощью СБУ власть сможет давить на своих политических оппонентов и «хоронить» собственные коррупционные дела. Поэтому от такого подхода Зеленского «отговорил» в ходе своего визита в Киев в сентябре госсекретарь США Энтони Блинкен.
Кроме того, пока американские демократы и республиканцы торгуются об условиях выделения очередного транша помощи, команда президента Украины пытается выстроить «вертикаль управляемой коррупции», чтобы уменьшить количество коррупционных скандалов. На такой курс офиса президента (ОП) указывает доклад швейцарской неправительственной организации «Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности», в котором приводятся данные о широкомасштабной коррупции в Одессе и о возросшей роли ОП. В 48-страничном документе утверждается, что в городе фактически невозможно получить разрешение на строительство без взяток, исчисляющихся тысячами долларов, а организация экспорта зерна сопровождалась обложением экспортеров данью. Отмечено, что СБУ полностью взяла под свой контроль Одесский порт, а назначение главой одесской обладминистрации Олега Кипера, ранее работавшего внештатным советником Андрея Ермака, нынешнего главы ОП, призвано укрепить неофициальную вертикаль власти между ОП и Одессой. В результате, по мнению щвейцарцев, полностью меняется схема коррупции, позволяя ОП определять и контролировать размер поборов.
Следует отметить, что «американские кураторы» достаточно ясно понимают ситуацию и пытаются сами возглавить борьбу с коррупцией в Незалежной. В начале сентября в Вашингтоне состоялась встреча советника президента США по национальной безопасности Джейка Салливана с руководителями «проамериканских» украинских антикоррупционных органов. По ее итогам был принят «антикоррупционный» меморандум, который подписали глава НАБУ Семен Кривонос и генеральный инспектор Пентагона Роберт Сторч.
Привлечение в качестве подписанта представителя министерства обороны США связано как раз с тем, что, по данным американских властей, наибольшее число коррупционных преступлений на Украине связано именно с военной помощью. Американское оружие то и дело всплывает на мировом «черном рынке». Вот и сейчас, возникли вопросы: откуда оно у бойцов ХАМАС? А эти факты негативно влияют на американского избирателя (у американских налогоплательщиков и их представителей в сенате и конгрессе возникает все больше вопросов - на что потрачены более 1000 долл. (на американскую семью)?
В практической борьбе с коррупцией они планируют опереться на подконтрольные им структуры: НАБУ, САП, ВАКС и ГБР. В этих структурах присутствуют так называемые международные эксперты, выполняющие функции этаких «смотрящих». Понятно, что президентская вертикаль при первой возможности вставляет им «палки в колеса», предпочитая опираться на подконтрольные ей СБУ и судебную систему. Кроме того, США усиливают целевой характер выделяемых денег – они могут быть использованы только на закупку конкретных товаров для нужд ВСУ либо транзитом попадают обратно в американский ВПК.
Помимо этого в Вашингтоне в рамках «антикоррупционной кампании» пытаются решить несколько своих специфических задач. Одна из них – «купирование» коррупционного скандала с Байденом-младшим. Нынешняя администрация заинтересована устранить как можно больше улик, подтверждающих его вину. А сделать это лучше и проще всего на украинской земле, где инструментов для давления на следственные органы гораздо больше. Именно с этим, по мнению многих в Незалежной, связано «дело Коломойского», которого считают одним из главных держателей так называемых «пленок Порошенко» - записей разговоров представителей украинских и американских чиновников, включая и тогдашнего вице-президента Дж. Байдена. И начатый процесс «раскулачивания» г-на Коломойского нацелен на то, чтобы сделать его более сговорчивым.
.