Юрий Веселов, военный обозреватель
В ночь на 28 октября командование ВС Израиля выдвинуло довольно крупные силы сухопутных войск к северной границе палестинского сектора Газа, блокировав его с севера и востока. Контроль побережья обеспечивали корабли ВМС Израиля при поддержке сил и средств американского флота.
Продвижение израильской армии в глубину сектора не проводилось: по выявленным ранее опорным пунктам Исламского движения сопротивления ХАМАС велся массированный огонь из танков и полевой артиллерии. По палестинским объектам в глубине обороны наносились интенсивные бомбовые удары.
Судя по размещенным в Сети видеокадрам, одновременно в передовой линии обороны ХАМАС действовали группы израильского специального назначения, которые под прикрытием танкового и артиллерийского огня уничтожали передовое охранение палестинцев и подрывали склады с военным имуществом в подземных укрытиях. Танковые части и подразделения в глубину обороны палестинцев не входили, и с наступлением светлого времени организованно отошли на исходные позиции.
По сообщениям журналистов, израильская армия впервые с начала конфликта столь массированно применяла все имеющиеся средства для уничтожения военной инфраструктуры противника.
Арабские средства массовой информации, ссылаясь на неподтвержденные источники информации, поспешили сообщить, что в атаке участвовало до трех бронетанковых дивизий и пяти бригад ВС Израиля при поддержке около 5 тысяч американских военнослужащих. При этом наступавшие «понесли сокрушительные потери в личном составе и технике».
Думается, что эти данные далеки от действительности. Даже несмотря на то, что в ходе данного боя палестинцам удавалось вести ответный минометный огонь и произвести несколько пусков ракет по Тель-Авиву и прилегающим к городу населенным пунктам.
Военно-политическое руководство еврейского государства заявило, что армия еще не приступала к проведению масштабной наземной операции против вооруженной группировки ХАМАС, но она обязательно будет проведена. Одной из ее приоритетных целей остается освобождение всех захваченных заложников, насчитывающих, по последним данным, 232 человека.
По имеющейся на 29 октября информации, руководство ХАМАС вышло к израильскому руководству с предложением освобождения всех захваченных гражданских лиц – подданных Израиля в обмен на несколько тысяч палестинцев, содержащихся в израильских тюрьмах. В список не входят плененные еврейские военнослужащие.
Посредническую миссию в вызволении из подвалов заложников согласился взять на себя Катар, сохранивший представительство ХАМАС в Дохе.
Массированную атаку израильской армии в ночь на 28 октября следует рассматривать в качестве своеобразной разведки боем, которая была направлена на выполнение военных и политических задач.
К военным задачам относятся уничтожение уже известных, а также не разведанных опорных пунктов и объектов противника, выявление слабых мест его обороны, уточнение направлений последующего наступления, выбор наиболее эффективных средств для подавления огневых точек и личного состава ХАМАС на его позициях. Кроме того, командование ВС Израиля провело проверку боевой способности техники, вооружения и личного состава, отработало слаженность и взаимодействие танковых, артиллерийских частей и подразделений с авиацией и группами специального назначения.
По заявлениям представителей военного руководства Израиля, в атаке в основном были задействованы резервисты с техникой, снятой с длительного хранения.
Политические задачи преследовали цели демонстрации израильскому обществу готовности национальной армии противостоять сильному противнику и обеспечить безопасность гражданского населения, отстоять суверенитет и территориальную целостность государства. Кроме того, военно-политическое руководство в очередной раз показало своему народу и миру, что оно пойдет на применение любых средств, в том числе и крайних, для защиты страны. При этом оно не будет считаться ни с какими международными требованиями, которые противоречат национальным интересам Израиля.
Проведение атаки было направлено также на выявление реакции и возможных действий других противников Израиля – Ирана, ливанской организации «Хизбалла», шиитских вооруженных милиций в Сирии и Ираке, арабских государств Аравийского полуострова и Египта. А в целом - и мусульманского мира.
Мусульманский мир пока занял выжидательную позицию, несмотря на подавляющее осуждение в ООН действий Израиля в секторе Газа. Но в самом еврейском государстве и мире в целом никто не исключает, что данный конфликт может трансформироваться в крупномасштабные военные действия с вовлечением в него крупных держав и не предсказуемыми для планеты последствиями.