Владимир Блинков, экономический обозреватель
Через неделю после завершения работы 3-го форума китайской инициативы «Один пояс - один путь» (далее «Пояс и путь») в Брюсселе состоялся первый форум, посвященный проекту Global Gateway («Глобальные врата») - инициативе Евросоюза «для стимулирования развития интеллектуальных, экологических и безопасных связей в цифровом, энергетическом и транспортном секторах в третьих странах».
Впервые о намерении ЕС реализовать этот проект глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила в 2021 г. Причем в Брюсселе с самого начала не скрывали, что их затея должна стать альтернативой китайской инициативе «Один пояс - один путь». Желая позиционировать себя более надежным партнером, чиновники Еврокомиссии (ЕК) постоянно подчеркивали, что, в отличие от Китая, Евросоюз нацелен на создание важных взаимосвязанностей, а не зависимостей. Мол, Европа делает акцент на демократических ценностях и прозрачности, тогда как Китай лишь создает на своем «Поясе и пути» «долговые ловушки». Для доказательства последнего утверждения в марте текущего года несколько западных экспертов обнародовали доклад «Китай как международный кредитор последней инстанции», где указали, что порядка 60% китайских займов третьим странам сталкиваются с риском дефолта. Они утверждали, что, якобы спасая страны с низким уровнем валютных резервов, Пекин их еще больше разоряет. Для обоснования этого тезиса они отметили, что средняя ставка китайского кредита на экстренное спасение составляет порядка 5%, тогда как у МВФ лишь 2%.
Планировалось, что на проект в 2021-2027 гг. будет выделено 300 млрд евро. Финансирование предполагалось осуществлять не только за счет институтов развития и финансов ЕС и его членов, но и за счет частных инвестиций, для чего предлагалось использовать систему финансовых гарантий. Но такой подход стал одной из причин проволочек с началом его реализации - частные инвесторы со скепсисом отнеслись к придуманной политиками идее вкладывать деньги в развивающиеся страны ради повышения международного престижа ЕС.
Следует отметить, что к форуму еврочиновники готовились несколько месяцев, замышляя его как масштабное мероприятие, не уступающее «Поясу и пути». Однако по факту оно вышло менее представительным. В столицу Евросоюза приехали лидеры 16 развивающихся стран - главы государств или правительств Намибии, Мавритании, Сенегала, Сомали, Албании, Бангладеш, Кабо-Верде, Руанды, Демократической Республики Конго, Египта, Марокко и Сербии, а также Коморских Островов (чей вес «утяжелился» председательством в Африканском союзе). Кения и Вьетнам ограничились отправкой на форум заместителей премьеров. Из бывших республик СССР были представители Молдовы, Казахстана, Туркмении, Грузии и Армении.
Примечательно, что на форум не приехали лидеры крупнейших европейских стран. Так, Германия «отрядила» на мероприятие уполномоченного кабинета министров по вопросам климата Дженнифер Морган, Франция и Дания были представлены на уровне госсекретарей по вопросам развития. Италия форум вообще пропустила.
Что же предъявил публике Евросоюз на форуме? В рамках Global Gateway заявлено 89 проектов для реализации в Африке, Латинской Америке и странах Карибского бассейна, Азии и Западных Балкан. Однако реализуются пока немногие. Одним из наиболее значимых стал запущенный в июле проект Medusa по прокладке сети подводных оптоволоконных кабелей общей протяженностью 7,1 тыс. км, которая соединит исследовательские институты Марокко, Алжира, Туниса и Египта с университетами Португалии, Испании, Франции, Италии и Кипра. Со стороны европейского бизнеса в проекте участвуют компании Orange, Allianz, Alstom, Danone, Enel, Siemens и Telefonica. Еще один значительный проект - строительство плотины и ГЭС в Камеруне.
В стадии проработки - договор о партнерстве с Индонезией по вопросу энергетического перехода, проект цифровизации на Филиппинах, водородный проект в Казахстане, проект развития транспортной инфраструктуры в Центральной Азии и ГЭС в Таджикистане. Было объявлено об инвестициях Евросоюза в проекты по возобновляемым источникам энергии во Вьетнаме, Намибии, Бангладеш и на Филиппинах. Подписаны два меморандума о взаимопонимании ЕС с ДРК и Замбией, которые могут открыть европейцам доступ к критически важным видам сырья (эти документы станут частью более широкой программы ЕС по развитию транспортного коридора в Африке, который связывает две упомянутые страны с ангольским портом Лобито на берегу Атлантического океана).
Представители бывших советских республик пытались привлечь внимание еврочиновников к проектам на своей территории. Так, в своем выступлении на форуме министр финансов и экономики Туркменистана Сердар Джораев рассказал о работе над новыми транспортными и энергетическими маршрутами, которые могут быть интересны и Европе. Казахская делегация, которую возглавляли вице-министр промышленности и строительства И.Шархан и председатель «Национальной геологической службы» Ерлан Галиев, обсудила вопросы развития добычи редкоземельных металлов.
Намерение ЕС усилить взаимодействие с указанными странами, вероятно, нацелено на противодействие влиянию Китая и России, а также из-за их важной роли в доступе к критическим материалам и в борьбе с нелегальной миграцией в Европу.
Отмечу, что ряд стран-участниц форума являются участниками и китайской инициативы «Пояс и путь», что показывает - они готовы привлекать средства из любых источников.
В целом европейский форум имел меньший размах и более узкий фокус по сравнению с китайским «Поясом и путем». Да и с намеками на то, что иметь дело с последним опасно, европейцы немного опоздали. Согласно изданной в марте 2023 г. «Белой книге» по «Поясу и пути», Пекин успел подписать значительно больше - более 200 соглашений о сотрудничестве с более чем 150 странами и 30 международными организациями на пяти континентах. Это свидетельствует о том, что экономическое сотрудничество со второй экономической державой мира в приоритете у большинства государств. Для многих из них за 10 лет именно Китай уже стал главным торговым партнером.
Так что, вероятно, Global Gateway не поможет ЕС переиграть Китай, который работает на этом поле дольше и выделил намного больше средств. В сложившейся ситуации пробивает себе дорогу идея связать инициативу «Пояс и путь» и проект Global Gateway. Согласно данным европейских источников, еще в августе 2023 г. верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель высказал эту мысль министру иностранных дел Китая Ван И. И она может найти понимание в Поднебесной. По мнению Ван И, «китайская инициатива может быть согласована со стратегией Global Gateway, предложенной ЕС, чтобы использовать их сильные стороны и сформировать синергию для оказания помощи развивающимся странам в ускорении развития инфраструктуры».