Владимир Блинков, экономический обозреватель
Председатель КНР Си Цзиньпином на переговорах 15 ноября с президентом США Джо Байденом, как сообщают анонимные источники американских СМИ, весьма сдержанно реагировал на традиционные претензии США в политической области. «Старые песни о главном», звучащие из Вашингтона, китайцам хорошо известны. Однако Си был красноречив, когда дело дошло до изложения китайских претензий и пожеланий, которые, согласно информации агентства «Синьхуа», носили по большей части экономический характер.
Председатель КНР потребовал от Джо Байдена отмены санкций и изменения политики контроля за экспортом чувствительного оборудования. «Подавление технологического прогресса Китая - это не что иное, как стремление сдержать высококачественное развитие Китая и лишить китайский народ права на развитие», - процитировало «Синьхуа» лидера страны.
Теперь уже Байден не продемонстрировал в ответ никаких признаков того, что согласится пойти на такие шаги (хотя еще накануне встречи издание Bloomberg уверенно писало, что в обмен на давление Пекина на своих производителей фентанила Штаты снимут некоторые ограничения, в том числе в сфере доступа технологиям). Позднее, 18 ноября министр торговли США Джина Раймондо прояснила позицию США по этому вопросу. Она заявила китайскому коллеге Вану Вэньтао, что санкции, которые Америка ввела против КНР, обусловлены исключительно защитой национальных интересов, а не сдерживанием его экономического роста. При этом она подчеркнула, что защита национальной безопасности не может являться предметом обсуждения, а экспортные ограничения устанавливаются только для этих целей.
Между тем санкционная тематика в области высоких технологий набирает обороты. Новые меры в отношении китайской ИТ-сферы направлены на то, чтобы закрыть КНР доступ к технологиям производства наиболее современных микросхем и возможностям покупать такие микросхемы.. Так, за месяц до встречи руководителей США и КНР в Вашингтоне запретили продажу чипов, которые американская компания Nvidia разработала специально для экспорта в Китай (линейки A800 и H800). Эти чипы представляли собой «урезанные» версии чипов A100 и H100, экспорт которых был запрещен год назад. Кроме того, согласно новым правилам компания должна будет теперь получать специальное разрешение на поставку любых новых партий чипов. Помимо этого, все американские экспортеры должны будут отчитываться о поставках в Китай любых ускорителей вычислений, даже если они не попадают под запрет т.е. правительство США оставляет за собой право заблокировать любые поставки, если сочтет, что это угрожает национальной безопасности.
Сейчас, после того как в новом смартфоне компании Huawei Mate 60 Pro «обнаружился» 7-нм процессор, вероятно, начнется новый виток противостояния. Появление этого процессора означает, что, несмотря на введенные ранее ограничения, китайская Huawei смогла наладить их выпуск на мощностях китайской компании Semiconductor Manufacturing International Corp. (SMIC), тогда как США полагали, что ничего подобного в Поднебесной не будет ещё несколько лет. Более того, в ряде американских изданий появились сообщения, что SMIC готовится к переходу на 5-нм техпроцесс. Американские конгрессмены уже заподозрили ее в нарушении санкций против компании Huawei и требуют расследования.
Отмечу, что Huawei и SMIC находятся в чёрном списке Министерства торговли США с 2019 и 2020 гг. соответственно, поскольку рассматриваются как потенциальная угроза национальной безопасности. И янки очень встревожены тем, что кто-то передал одной из китайских компаний запрещённое оборудование, не говоря уже о доступе к программному обеспечению, без которого «железо» работать не будет.
Китай не остается в долгу. После введения в октябре 2022 г. США ограничений на поставки в КНР высокотехнологичных чипов и оборудования для их производства, власти Китая, в качестве ответной меры, лишили одного из крупнейших производителей чипов в США компанию Micron Technology возможности продавать свои товары местным операторам, а с 1 августа 2023 г. ограничили экспорт галлия и германия - редкоземельных материалов, которые используются в том числе для производства чипов (Китай - контролирует от 60 до 85% глобального рынка редкоземельных металлов).
Никаких комментариев не было сделано на встрече руководства США и КНР и по вопросу валютных войн - теме, ранее активно продвигавшейся США. А ведь сейчас юань достиг минимума по отношению к доллару с 2008 г. Профицит текущего счета Китая в торговле с США находится на рекордном уровне или приближается к нему и это не может не беспокоить США.
Отмечу также, что на завершающем визит вечернем ужине, где Си Цзиньпин общался с руководителями крупных корпораций, он говорил о возможностях дальнейшей работы, но также не получил никаких конкретных гарантий. А ведь, как пишет агентство Bloomberg, на обеде присутствовали такие крупные игроки американского бизнеса как глава компании Apple Тим Кук и главы инвестиционных компаний BlackRock Ларри Финк и Blackstone Стивен Шварцман, глава компании Tesla Илон Маск.
Так что можно констатировать, что главы США и КНР, согласовав ряд военно-политических вопросов, не пришли ни к каким конкретным решениям в области экономики и инвестиционной политики и их встреча оставила без ответа вопрос Си Цзиньпина - друзья китайцы и американцы или геополитические соперники? Добился ли чего-нибудь Китай будет видно только по ближайшим шагам США. Если за встречей последует ослабление санкций или снятие пошлин - значит, какое-то потепление может состояться. Пока же, встреча скорее зафиксировала незыблимость их позиций.