Игорь Пшеничников, политолог
Результаты парламентских выборов в Нидерландах стали настоящим политическим землетрясением в "единой Европе". Громкую победу одержала "ультраправая" "Партия свободы" во главе с Гертом Вилдерсом. Она втрое (!) увеличила своё представительство в парламенте – до 37 мест из 150 имеющихся. По конституции, "Партия свободы" получила право сформировать новое правительство страны.
Для начала надо определиться в понятиях. Ярлык "ультраправая" относится к западной классификации политических сил. Западный либеральный истеблишмент наделяет этим определением, имеющим явно негативную коннотацию, те силы, которые ставят национальные интересы выше, в данном случае, интересов брюссельской бюрократии и Евросоюза. Это силы, которые выступают за сохранение традиционных религиозных ценностей и против социальной либеральной повестки, против наплыва иммигрантов и за сохранение культурного кода своих народов. К "ультраправым" европейский истеблишмент относит, например, также французское "Национальное объединение" Марин Ле Пен, венгерскую правящую партию ФЕДЕС премьера Виктора Орбана, испанскую партию VOX и ряд других европейских политических объединений.
Обратим внимание на высокую явку избирателей – 78 %. При такой явке с большим отставанием второе место (25 мест в парламенте) занял альянс левых, возглавляемый бывшим первым заместителем председателя Европейской комиссии Франсом Тиммермансом и состоящий из Партии труда и политической силы "Зеленые левые". Третьей по счету по итогам выборов значится Народная партия за свободу и демократию, получившая 24 депутатских мандата. Всё это означает, что как минимум четвёртая часть избирателей в Нидерландах вслед за Гертом Вилдерсом и его партией не поддерживает дальнейшее снабжение Украины оружием, выступает против миграционной политики ЕС и, главное, готова голосовать за выход Нидерландов из состава Евросоюза.
"Партии свободы" не хватает голосов для формирования однопартийного правительства, и потому речь идет о возможном коалиционном кабинете. Ясно, что переговоры на этот счет будут трудными и Вилдерсу придется идти на определенные уступки, если он ставит перед собой цель возглавить правительство. Две другие крупные политические силы, о которых шла речь выше, заявили, что не хотят входить в коалицию с "Парией свободы" из-за открытой антиисламской позиции Вилдерса. Но именно в этом вопросе Вилдерс и готов уступить. Он уже заявил, что готов занять умеренную позицию в рамках закона и конституции. "Мы не собираемся говорить о мечетях, Коране и исламских школах", - сказал он.
Очевидная успешная перспектива "Партии свободы" приводит в оцепенение брюссельскую бюрократию, которая в последние годы, не скрывая, демонстрирует свою вассальную позицию по отношению к США. В случае если Герт Вилдерс станет премьер-министром Нидерландов, он автоматически войдет в состав Европейского Совета - высшего политического органа Европейского союза, состоящего из глав государств и правительств стран-членов ЕС. Участие Вилдерса в работе Евросовета будет означать усиление центробежных тенденций в ЕС. Наряду с венгерским премьером Виктором Орбаном и новым словацким премьером Робертом Фицо Вилдерс может стать непреодолимым препятствием для принятия многих наднациональных европейских решений, касающихся, в частности, европейской помощи украинскому режиму и принятию мигрантов из Африки и Ближнего Востока.
На фоне победы партии Вилдерса чиновники Евросоюза пытаются делать вид, будто ничего особенного не произошло. Представитель Еврокомиссии Эрик Мамер заявил, что победа "Партии свободы" не подорвет членство этой страны в Евросоюзе. "Мы, безусловно, продолжаем рассчитывать на активное участие Нидерландов в ЕС", - сказал он. Эрик Мамер напомнил, что "Нидерланды - это одна из стран-основателей Евросоюза, очень сильная страна", что "выборы проходят регулярно в странах ЕС, и это не ставит под сомнение членство какой-либо страны в ЕС". Но именно тот факт, что небольшие Нидерланды, являющиеся пятой по объему экономикой Евросоюза, могут оказаться под властью эвроскептиков, и вселяет огромную тревогу в чиновничий класс ЕС. Именно поэтому результаты выборов в Нидерландах называют "европейским землетрясением".
В случае реализации своего обещания провести референдум о выходе Нидерландов из ЕС Вилдерс поставит Евросоюз на грань развала. Этому примеру могут в конце концов последовать Франция, Венгрия и даже Польша, где значительная часть населения выступает за независимость от Брюсселя.
Комментируя победу "Партии свободы", Марин Ле Пен заявила в эфире радиостанции France Inter, что высокие результаты нидерландских "правых" свидетельствуют о растущем недовольстве миграционной политикой Европейского союза. "Эта победа показывает, что все большее число государств внутри ЕС недовольны тем, как он справляется со своими обязанностями, и требуют взять под контроль миграционную политику", - сказала Ле Пен. Она также отметила, что "Партия свободы" является союзником Национального объединения.
А пока сам нидерландский истеблишмент пытается оправиться от шока. Многие местные политики признаются, что "потрясены" ростом популярности "крайне правых". "Победа "Партии свободы" "является гигантским шоком", - заявила, например, представитель партии "Новый общественный договор" (НОД) Никольен ван Вронховен. Представитель альянса политических сил "Партия труда/Зеленые левые" Йессе Клавер также сказал, что шокирован успехом партии Вилдерса.
Подобные комментарии говорят как минимум о том, что тонкий либеральный слой западного политикума, претендующий тем не менее на власть, совершенно не понимает настроения обычных людей, которые выступают за сохранение традиционных ценностей и национального культурного кода, против размывания национальных границ, к чему ведет либеральная политика подчиненной Штатам брюссельской бюрократии. Даже голландское общество, пожалуй, больше других в Европе пораженное бациллами социального и культурного разложения, пытается противиться ультралиберальным "правилам", насаждаемым в странах Евросоюза бюрократией ЕС.
Каков прогноз? Думается, что подчиненная Вашингтону евробюрократия и ее союзники в Нидерландах будут пытаться всеми силами сорвать формирование Вилдерсом коалиционного правительства с тем, чтобы в конце концов нидерландский монарх поручил формирование коалиционного кабинета другим, "правильным" партиям.
Именно такой политический фокус мы наблюдали на днях в Испании, где консерваторы, победившие в июле на всеобщих выборах, но не набравшие квалифицированного большинства для формирования своего однопартийного кабинета, не смогли заручиться поддержкой парламента и сформировать правящую коалицию. В результате право создать правительство король Испании отдал социалисту Педро Санчесу, чья партия на выборах была лишь второй. Но Санчес, активный сторонник Вашингтона и Брюсселя, после многоходовых интриг заручился таки парламентской поддержкой и теперь формирует свое правительство. Случайно ли?
Но каким бы ни было новое правительство Нидерландов, итоги выборов в этой стране – это уже не звоночек для Брюсселя, а целый набат. Как говорится, в Европе "лёд тронулся".