Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению, избрание президентом Аргентины «ультраправого» политика Хавьера Милея дает повод углубиться в тонкости грамматики испанского языка. Наши лихие журналисты в силу врожденной политкорректности обязательно упоминают в своих материалах, что аргентинцы дали Милею прозвище «Безумец». Однако сами аргентинцы этого общественного деятеля, который любит махать бензопилой и общается с любимым умершим псом через ветеринара-медиума, на самом деле называют El Loco. Присутствует определенный артикль.
Тут вспомнился анекдот. Учительница объясняет детям «новых русских» разницу между определенным и неопределенным артиклем в английском языке: «Ну как вы не понимаете! Неопределенный артикль это что-то вроде «типа», а определенный артикль это уже «чисто конкретно». Таким образом правильнее перевести прозвище Хавьера Милея с испанского как «чисто конкретный псих».
Но вот что подумалось. Новый президент Аргентины как президент – он все-таки «типа», относится к определенному политическому типажу. Типаж этот строится на всепроникающей ненормальности: от политической программы до выражения глаз. Раньше во власть въезжали на темной лошадке «я просто один из вас», а теперь на коньке-горбунке «весь вечер на арене». Такие «экстравагантные» политики как-то инстинктивно тянутся друг к другу. Тот же Милей, который «типа Трампа», например, неожиданно, просто по зову души позвонил Зеленскому и предложил провести в Аргентине переговоры по прекращению украинского конфликта.
Особо оговоримся, что все эти публичные люди отнюдь не юродивые. Юродство - это мнимое безумие, особый христианский подвиг, принятие на себя образа «неадекватного». В православии целями юродства объявлялось обличение мирских, фактически потребительских ценностей. Это была своего рода экстремальная пропаганда. Но пропаганда определенной высокой идеологии.
В свете сказанного выделим три момента.
1. Современное западное общество деидеологизировано. Так распорядилась история. Консьюмеру, потомственному пролетарию Ивану Присыпкину переродившемуся в ситуации колбасного изобилия в мещанина Пьера Скрипкина «молодняцкое общежитие» чуждо, ему нужны «веселые живчики на красивом ландшафте». (подробнее – см. «Клоп» Маяковского) «Политики-психи» обязательно наделяются симулякрами «веселых» идеологий. Милей объявлен либертарианцем, сторонником свободы личности от государства. Мы сиё в свое время уже проходили: мир это цветущий луг, по которому свободно гуляют голые бабы и кони!.. Погуглите – либертарианство это не только раздача населению оружия и наркотиков, но и ликвидация всей социалки. Пенсии должны платить сознательные «типа благотворители».
Ультраправый популист «голландский Трамп» Герт Вилдерс, лидер «Партии свободы», которая на днях победила на досрочных парламентских выборах в Нидерландах, вообще исполняет смертельный номер. Он без страховки (хотя по жизни он страховой агент) ходит по высоко и слабо натянутой проволоке такой квазиидеологии, как радикальный антиисламизм. Его фишкой является постоянное спасение себя от 1,8 млрд мусульман, которые все экстремисты и террористы. Ислам надо запретить. А «Антимухаммед» готов добровольно жить в тюрьме (было и такое) в целях личной безопасности.
2. Приход к власти «президентов-психов» происходит не вследствие совпадения политических программ с реальными потребностями и ожиданиями крупных общественных групп, а вследствие умелой рекламы, удачной пиар-кампании. Уверен, что фактор глупой случайности все-таки перекрывается использованием эффективных политтехнологий. Позволим себе интересную выдержку из интересного документа: «Сегодня Хавьер Милей одержал победу на выборах президента Аргентины, став первым в истории президентом-либертарианцем. От лица Либертарианской партии России (у нас как в Греции – все есть! – Авт.) и от себя лично я поздравляю с победой президента Милея и вице-президента Викторию Вилларуэль; поздравляю руководителя предвыборной кампании Ивана Дюбуа, чей самоотверженный труд увенчался заслуженным успехом!». Вот честно отмечены заслуги руководителя предвыборной кампании. Умный да поймет. Иван Дюбуа (национальность, религия и политические предпочтения неизвестны), бывший профессиональный футболист и самый богатый (5 млн долл.) центральный защитник в Аргентине. В этой стране мяч гонять это вам не бензопилой махать. Согласны?
3. При всей хаотичности процесса захвата вершин власти «психами», все они, так или иначе, пользуются американским альпинистским политическим снаряжением. Вот упомянутая выше Виктория Вилларуэль построила свою политическую карьеру на обвинении долгое время находившихся у руля националистов в пособничестве террористам. Внутренним. Но при этом такие террористические группировки якобы «имели связи с режимом Кастро на Кубе и с Организацией освобождения Палестины (ООП), причем по крайней мере одна из групп обучала исламистов на Ближнем Востоке и снабжала ООП оружием, которое было использовался в смертоносных нападениях на Израиль». Девушку заметили. В 2008 году она прослушала курс по межведомственной координации и борьбе с терроризмом в Центре оборонных исследований (западного) полушария имени Уильяма Дж. Перри, который аффилирован с МО США и занят «созданием сильных, устойчивых сетей лидеров в области безопасности и оборонных институтов».
Что касается перспектив «экстравагантных» политиков, то они всегда туманны, а век их, как правило, недолог. Нация поиграет в экзотику, яркую по форме, но пустую по содержанию, да и отбросит эту игрушку. Приобретет, так сказать, опыт. Но, увы, как говорит аргентинская пословица «Опыт ‑ это расческа, которую нам дают, когда мы уже лысые».