Павел Александров, международный обозреватель
Киевский режим испытывает явный дефицит хороших новостей: широко разрекламированный контрнаступ провалился, между президентом Зеленским и главнокомандующим ВСУ Залужным имеет место болезненный раздрай, западные доноры и спонсоры укрорейха заметно снизили активность в плане выделения финансовых средств и военной помощи. Венгрия, Польша и Словакия вполне ожидаемо регулярно отказывают Киеву в проявлении солидарности, а занятые внутренними предвыборными разборками США вообще отложили на неопределённый срок выделение Украине очередных десятков миллиардов долларов. Естественно, у каждой страны есть и свои внутренние проблемы, и свои претензии к режиму Зеленского.
При этом на общем фоне выделяются откровения немецкого министра обороны Бориса Писториуса, подчеркнувшего в интервью телеканалу ZDF, что Украина союзником Германии не является, т.е. в состав НАТО не входит и обязательство альянса защищать своих членов на нее не распространяется. Вполне вероятно, Писториус потом и сам пожалел о том, что сказал, ведь в целом всё его интервью было попыткой оправдаться за несоблюдение Западом намеченных сроков поставок вооружений Киеву. Поэтому-то он подчеркивал, что Берлин является вторым после США по объему помощи Украине, делая упор на ПВО, что «во время второй военной зимы так важно для Украины».
Министр отметил, что всегда отвергал критику типа той, что, мол, Украина получает «слишком мало для победы и слишком много для поражения». «Мы поставляем столько, сколько можем. Это касается и почти всех других союзников и партнеров», - заявил министр обороны ФРГ, именно в этом месте присовокупив свое замечание о том, что Германия не является союзником Украины в составе НАТО. При этом Писториус отметил, что «ведь не только мы поставляем вооружения, но и Россия продолжает, несмотря на санкции, производить и оснащать свою армию». «Да и вообще ход войны трудно предсказуем», - признал он.
Имея в виду медленные темпы производства в рамках ВПК Запада, глава оборонного ведомства ФРГ признал: «Наша проблема в том, что по определенным направлениям наш ВПК не может обеспечить поставки так быстро, как этого требуют потребности заказчика. Это касается, например, боеприпасов и систем ПВО». Но производство вооружений наращивает свои мощности «везде, где только может», заверил Писториус, оговорившись, что, «конечно, речь идет о темпах, но безгранично влиять на темпы невозможно».
В качестве примера он привел производство боеприпасов для немецкой самоходной зенитной установки (ЗСУ) Gepard. В ФРГ для этого потребовалось построить новый завод, создать запас снарядов и взрывчатого вещества, чтобы потом иметь возможность бесперебойного выпуска боеприпасов. «И хотя всё было сделано быстро, но шесть месяцев на это все-таки ушло», - рассказал Писториус, указав, что «сроки, конечно, можно сокращать, но отнюдь не бесконечно же».
Откровенно высказался Борис Писториус и по поводу обещаний Евросоюза до весны поставить Украине один миллион артиллерийских снарядов: «Я сразу же предупреждал, что поставка такого количества будет невозможной. Эта цифра только подогрела ожидания, которые не оправдались». «Для только что вышедшего из мирного времени ВПК такой объем производства нереален», - признал министр, но пообещал, что «в ближайшие месяцы ситуация улучшится, и только Германия сможет поставить Украине почти 200 тысяч снарядов». «Хотя на всё требуется свое время, и это не вопрос политических решений или финансирования», - отметил Писториус.
В своем интервью министр обороны ФРГ, кстати, абсолютно штатский человек, вступил в заочный спор с прослужившим 39 лет в армии США бывшим командующим объединенными силами НАТО в Европе Филиппом Бридлавом. Дело в том, что генерал Бридлав заявил недавно газете Berliner Zeitung, что ведущие западные политики не хотят победы Украины, т.к. будущие риски в этом случае невозможно предсказать, но, несмотря на это, обещать помощь Киеву западные лидеры, вопреки мнению военных и аналитиков, продолжат.
«Я вижу это абсолютно по-другому. Думаю, что мы должны опасаться того, что в войне победит Россия, что победит Путин. Тогда, что касается безопасности, мы в Германии окажемся в совершенно новой ситуации», - считает Борис Писториус. Сейчас же немецкий министр, по его словам, видит свою «задачу в том, чтобы на поле боя, в ходе войны, добиться такой ситуации, когда Путин поймет: победить в этой войне он не сможет - и поэтому сядет за стол переговоров». В этой связи на память приходит старая истина: профессиональные военные гораздо лучше понимают цену войны и мира, чем действующие политики-ястребы.