
Игорь Пшеничников, политолог
Президент России Владимир Путин, выступая на Прямой линии и пресс-конференции, затронул массу важных тем, касающихся внутренних дел страны. Им была посвящена большая часть времени. Наряду с этим Путин коснулся проблем международной политики, в том числе вопросов позиционирования России на международной арене.
Привет Макрону
Пожалуй, квинтэссенцией позиции Москвы в ее политике в отношении коллективного Запада был ответ Путина на вопрос французского журналиста о возможности встречи российского лидера с президентом Франции Эммануэлем Макроном. Ответ российского лидера привлек своей ёмкостью и ясно показал то, что Россия не принимает никакого давления со стороны коллективного Запада, никак не зависит от него и вполне самодостаточна в своем поступательном развитии.
"С какого-то момента президент Франции прекратил с нами отношения. Не мы же прекратили, не я же прекратил. Это он прекратил. Если есть интерес - пожалуйста, мы готовы. Если интереса нет, мы обойдемся. Вот и всё. <...> Если европейские страны, и президент Франции в частности, не желают с нами общаться, то на нет и суда нет, как у нас говорят. У нас есть чем заниматься", - сказал Путин.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
Отвечая на вопросы, Путин заявил, что Россия строит все интеграционные объединения, в том числе ЕАЭС и СНГ, исключительно на основе добровольности всех участников. "Мы строим все свои интеграционные планы <...> исключительно на основе добровольности со стороны всех участников этого процесса и взаимной выгоды. Между странами ЕАЭС устойчиво растет товарооборот. Открытие рынков, труда, капитала, рабочей силы, поддержание взаимной кооперации, эффективное использование доставшегося нам еще из советского времени плюса с точки зрения наличия единой инфраструктуры, транспортной и так далее. Наличие языка межнационального общения. <...> Все это создает условия, которые повышают нашу конкурентоспособность на мировых рынках и способствуют решению задач не только в сфере экономики, но и в социальной сфере, в росте благосостояния граждан", - сказал он.
Молдавия и Армения
В контексте проблематики интеграционных процессов необходимо отметить позицию президента России в отношении внешней политики Молдавии и Армении.
Говоря о Молдавии и нежелании руководства этой страны участвовать в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, Путин отметил, что присутствие Молдавии в СНГ не несет большой ценности для России. "Как хотят, так пускай и делают. Для нас большой ценности присутствие этой страны в СНГ не имеет", - сказал российский лидер.
Говоря об Армении, Путин отметил, что прекращение членства в СНГ, ЕАЭС и ОДКБ вряд ли было бы в интересах Армении, а отсутствие премьера республики Никола Пашиняна на последних саммитах связано с некоторыми процессами внутри страны, а не с нежеланием Еревана продолжать совместную работу. "Что касается Армении. Там же непростые процессы происходят, связанные с Карабахом. Это мы всё понимаем, - сказал российский лидер. - Но не мы же отказались от Карабаха. Это Армения признала, что Карабах является частью Азербайджана. Сделали это инициативно, на самом деле, и нас особенно не информировали о том, что готовятся к принятию такого решения".
Китай
Президент коснулся отношений России с Китаем, особо отметив, что уровень взаимодействия между двумя странами "беспрецедентно высокий". Путин ожидает, что товарооборот России с КНР в 2023 году вырастет на 30%, до 220-230 млрд долларов. "Мы много раз говорили, что надеемся достичь в следующем году товарооборота в 200 млрд долларов. Он у нас будет в этом году, уже не в следующем, а в этом - свыше 200 млрд. Надо будет уже в первом квартале следующего года посчитать, но думаю, будет 220-230 млрд [долларов] товарооборот. <...> У нас был в прошлом году 31% роста товарооборота, в этом году будет 30%. Стабильно мы развиваем наши экономические связи, причем в самых разных областях", - сказал он.
"Что меня радует - это диверсификация наших отношений. Мы развиваем отношения и в сфере инфраструктуры, и мосты строим, дороги, работаем в высокотехнологичных областях вместе. И будем дальше это делать", - отметил Путин.
Кто взорвал "Северные потоки"?
Президент, наконец, прямо назвал организаторов диверсии на "Северных потоках", хотя ранее Москва избегала прямого указания виновника. "Не мы взорвали "Северный поток - 1" и частично "Северный поток - 2". Это сделали, скорее всего, американцы, или с их подачи кто-то сделал", - сказал он.
Президент также обратил внимание, что Германия не открывает одну уцелевшую трубу "Северного потока - 2" для поставок газа. "Не хочет - не надо. У них там взлет цен, закрываются целые отрасли промышленности: стекольная, химическая, металлургическая страдает. А соответственно и все, что с этим связано, реальные проблемы, - подчеркнул глава государства. - Скорее всего, немецкая экономика в минус уйдет, в небольшой, но в минус. Но это их решение, а не наше". Путин назвал "полной чушью" заявления о том, что это Россия сократила поставки газа в Европу.
Характеристика коллективного Запада
Путин заявил, что предостерег бы себя "образца 2000 года" от излишнего доверия к западным "партнерам". Собственно, в этом содержится и характеристика, которую российский президент даёт Западу, и понимание того, как он относится к Западу. Проще говоря, Западу доверять нельзя. Это, так сказать, привет от главы российского государства всему коллективному Западу. Надо отметить, что такие заявления может позволить себе лидер только по-настоящему суверенного государства, каким является Россия.