Игорь Пшеничников, политолог
Есть вещи, которых лучше избегать. Владимир Зеленский, бывший артист "Квартала-95", утвердившийся в амплуа комика, попытался сделать то, что под силу только настоящему сильному политику: откровенный и спокойный разговор с народом по самым сложным вопросам в не самый простой период истории. Но это не его жанр.
На каждый вопрос "пан президент" отвечал либо лозунгом, либо сбивался на близкий к истерике пафос. На конкретные вопросы не отвечал и пускался в разглагольствования. Часто раздражался.
Впрочем, было несколько заявлений Зеленского, которые проливают свет на то, в какой степени разброда, шатания и стресса от понимания приближающегося краха находится его команда. Процитируем Зеленского с небольшими комментариями.
На вопрос о том, когда закончится война, он ответил, что "никто не знает, закончится ли война в 2024 году, и вообще, когда она закончится". "Наши партнеры на Западе тоже не знают", - оправдывался он, спихивая ответственность на Запад.
Касаясь отношений Украины и НАТО, Зеленский вновь перевел стрелки на Запад, подчеркнув, что Украину "в НАТО не приглашали". Он назвал "бредом" (чьим?) предложение принять в НАТО лишь часть Украины. И выразил сомнение в том, что альянс будет защищать лишь часть Украины, принятой в НАТО. Из этого следует, что Зеленскому поступали с Запада, в частности, от США предложения рассмотреть вопрос приема в альянс той части страны, которая находится пока под контролем Киева, и в целях умиротворения с Россией согласиться на то, чтобы за Москвой осталось то, что она контролирует сейчас. Это подтверждается еще и тем, что ровно об этом писал недавно известный американский журналист-расследователь Сеймур Херш, чья статья выглядела как предложение американцев Киеву и Москве рассмотреть вопрос о мире на основе раздела Украины.
Это заявление Зеленского говорит о том, что он пытается противоречить своим кураторам. И в этой ситуации, согласившись на "частичное" членство Украины в НАТО, Зеленский не сможет объяснить своим согражданам, зачем прежде по требованию США он впустую отправил на смерть сотни тысяч украинцев, если вопрос можно было решить без кровопролития.
Уходом от политический ответственности выглядел и ответ Зеленского на вопрос, каковы условия, при которых Украина согласилась бы на мирные переговоры с Россией. Он сказал, что у Киева есть уже всем известная "формула мира", состоящая из десяти пунктов. При этом пять из них уже якобы четко выработаны, а пять еще остается доработать, и делается это с западными партнерами. Но главная "фишка" заключается в том, что "Украина работает над созывом всемирного саммита", который якобы должен решить вопрос установления мира на Украине. По его словам, Киев надеется, что "в саммите примут участие все страны мира, которые подготовят итоговый документ, который через ООН или других посредников будет передан на рассмотрение России". "Если Россия будет готова рассмотреть этот документ, то и Украина будет готова говорить с Россией", - сказал Зеленский. А если нет? Виноваты ООН или посредники, или коллективные авторы «формулы»? А ведь место этой «формуле» в известном месте на гвоздике.
Между тем, Зеленский ни словом не обмолвился о том, что идея именно такого "всемирного саммита" принадлежит не ему, а советнику президента США по национальной безопасности Джейку Салливану. С этой идеей Салливан носится уже с лета этого года. Он вместе с Зеленским пытались "продать" идею проведения "всемирного саммита по Украине" на провальной встрече в Джидде в начале августа этого года, которую американцы тоже пытались назвать "саммитом". Но после того, как в Джидду отказались ехать ряд президентов и других высших должностных лиц из-за отсутствия там России, Вашингтон и Киев стыдливо замолчали про "саммит" в Джидде и заявили, что он является лишь подготовкой к другому, настоящему "саммиту, который будет в будущем". С тех пор американцы и все остальные забыли про эти наполеоновские планы. И вот сейчас о них вспомнил Зеленский.
Так же "феноменально", с видом обладателя тайного знания, Зеленский ответил на вопрос, каковы планы ВСУ на 2024 год. "Я не могу рассказать ни об одной детали о наших контрнаступательных или оборонительных действиях в наступающем году", - с важным, почти заговорщическим видом заявил Зеленский. А какие могут быть у Украины военные планы, если она не знает, получит ли от США помощь в новом году, или конгресс всё-таки заблокирует её окончательно?
Но, по сути, виноват у Зеленского не только Запад, но и главком ВСУ Валерий Залужный, в отношениях с которым у украинского президента похоже пролегла непреодолимая пропасть. "Не понимаю, зачем обсуждать здесь эту тему?" – раздраженно отреагировал Зеленский, когда его спросили о конфликте с главкомом. "У меня с ним рабочие отношения, - говорил далее Зеленский с деланным равнодушием. - Его дело – оперативное командование… Надо нести ответственность за каждый день своей деятельности. Я жду от него решения вопроса о мобилизации. Я жду конкретных дел на поле боя! Хочу увидеть детали этой работы! Речь не идет о каких-то личных отношениях".
Из этого ясно, кого он хочет сделать ответственным за полный провал на поле боя, а также грядущую катастрофу с мобилизацией. Зеленский заявил, что военные предложили дополнительно призвать 450-500 тысяч человек. Но, судя по его словам, он этой цифры пока не утвердил, поскольку "пока нет понимания по поводу ротаций и отпусков для действующих военных". Глава киевского режима сказал, что мобилизация в предложенном военными формате обойдется в дополнительные 500 миллиардов гривен и кабмин сначала должен объяснить ему, "откуда деньги". Однако ясно, что нет ни денег, ни желающих. Проведение мобилизации – верный путь к Майдану, отказ от нее – крах на фронте.
Ну и наконец, верхом виртуозного ухода от ответа на вопрос стало разглагольствование Зеленского о том, что в его понимании есть победа. "Защищать нашу страну, нашу территорию... Мы здесь сидим. Нас не оккупировали. Это уже победа", - пафосно заявил Зеленский. Ну, артист!