
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Евросоюз все-таки успел согласовать 12-й пакет санкций против России до наступления нового года: 18 декабря Совет ЕС принял соответствующий документ. В него, помимо пресловутого запрета на ввоз российских алмазов, вошло ужесточение экспортно-импортного контроля для соблюдения предыдущих ограничений, включая обязанность компаний уведомлять о продаже танкеров, а также индивидуальные санкции против ряда российских физических и юридических лиц. Кроме того, ЕС запретил ввоз сжиженных углеводородных газов (СУГ) из ЕС. Правда, до конца 2024 года контрагенты смогут осуществлять поставки СУГ по контрактам, заключенным до объявления ограничений.
По факту санкции не коснулись действительно чувствительных моментов. Нет в них ни СПГ, ни трубопроводного газа. Не попала под ограничения и южная ветка нефтепровода «Дружба». Словакии продлен на один год срок действия исключений на импорт нефти из РФ. Ведь в Братиславе расположен крупный нефтеперерабатывающий завод – Slovnaft, ориентированный на потребление сырья из РФ. О желании отдельных стран в ЕС продолжить получать российскую нефть напомнил и глава «Транснефти» Николай Токарев. Кроме того, в рамках 12-го пакета антироссийских санкций Евросоюз освободил от соблюдения механизма «потолка цен» нефтегазовый проект «Сахалин-2» – пока до 28 июня 2024 года.
МИД РФ был лаконичен в комментарии ТАСС на предмет оформления Брюсселем очередного пакета ограничений: «Ответ будет». Однако в целом новые санкции ЕС не сильно меняют уже привычный базис работы российских нефтегазовых компаний. Так что в данном случае уместно вспомнить поговорку: «гора родила мышь».
А вот эмиссия ограничительных мер со стороны Вашингтона, в отличие от 12 пакета санкций ЕС, более проблематична для российской нефтегазовой отрасли. Вашингтон продолжает санкционную «охоту» за танкерами и их операторами, чтобы поднять эффективность действия режима «ценового потолка» (price cap). 20 декабря Минфин США внес в санкционный список и новые танкеры, и ряд «малоизвестных трейдеров с непрозрачной структурой собственности», которые занимаются продажей до половины экспорта российской нефти. Ведомство также потребовало от перевозчиков проводить тщательную проверку трейдеров с непрозрачной структурой собственности, особенно если рыночные оценки показывают, что цены на российскую нефть превышают price cap. США и Великобритания выпустили для компаний обновленное руководство.
Западная пресса уже повествует об эффекте новых санкций. Почти 5 миллионов баррелей российской нефти марки Sokol должны были поступить на индийские нефтеперерабатывающие заводы за последние четыре недели. Однако груз не достиг получателей: как указало агентство Bloomberg, танкеры простаивали на холостом ходу неподалеку от места назначения, в одном случае более месяца. Минфин США с середины осени «порционно» включил уже восемь танкеров в SDN-лист, шесть из которых принадлежат российской госкомпании «Совкомфлот». Именно ей, по версии Bloomberg, и принадлежат все пять застрявших рядом с Индией танкеров.
В фокусе внимания – и недавние резолюции Вашингтона по сдерживанию бизнеса РФ в сфере сжижения природного газа. Также усилилось давление на российских производителей оборудования и инжиниринговые компании, специализирующиеся на технологиях в области переработки нефти и природного газа. Новый санкционный список Управления по контролю за иностранными активами Минфина США пополнился компаниями, имеющим отношение к созданию российской технологии производства СПГ.
На ужесточения США громко прореагировал НОВАТЭК. Компания направила клиентам уведомление о форс-мажоре по будущим поставкам сжиженного газа с проекта «Арктик СПГ 2». Это как раз следствие введенных в начале ноября санкций США. Речь идет об объемах, которые продает сам НОВАТЭК. По данным агентства Reuters, уведомления получили китайские компании Shenergy Group и Zheijang Energy, а также испанская группа Repsol. Основные проблемы связаны с риском дефицита метановозов, так как из-за санкций их сложно зафрахтовать.
Так НОВАТЭК напомнил и пояснил клиентам, что риски поставок повышают искусственно именно контрпродуктивные действия США. При этом первая линия завода «Арктик СПГ 2» сейчас проходит пусконаладку, коммерческие отгрузки должны стартовать в начале 2024 года.
Кстати, Reuters уже успело сообщить, что китайские госкомпании CNPC и CNOOC, которые владеют долями в «Арктик СПГ 2», обратились к властям США с запросом о предоставлении им исключения из санкций.
Продолжающийся шквал санкций в адрес национального ТЭК вынуждает власти РФ не только к поиску и совершенствованию «обходных» инструментов, но и к усилению ответных действий. Новые контрмеры уже оформлены указами Владимира Путина. Президент России поручил правительству создать российские юридические лица, функцией которых станет управление Южно-Русским месторождением и ачимовскими залежами Уренгойского месторождения.
Планируется создать организации, которым будут переданы все права, активы и обязанности совместных предприятий ПАО «Газпром» с немецкой компанией Wintershall Dea и австрийской группой OMV. В новых структурах у «Газпрома» останется его прежняя доля, а вот доли иностранцев в принудительном порядке будут проданы. Цену сделок, которые, согласно указу, должны пройти по рыночной стоимости, определит кабмин. После оплаты в адрес Wintershall и OMV, суммы будут заморожены в России на счетах типа С.