Юрий Веселов, военный обозреватель
3 января на во время траурного шествия в память четвертой годовщины убийства генерала Корпуса Стражей исламской революции (КСИР) Касема Сулеймани на кладбище города Керман прогремели два взрыва, унесшие жизни более 100 человек. Ранено более 200.
Официальные власти страны, в том числе президент Ибрахим Раиси обвинил США и Израиль в совершенной трагедии. В свою очередь, верховный лидер Али Хаменеи занял взвешенную позицию, возложив ответственность за взрывы на «подлых и преступных врагов» без уточнения имен. Одновременно он призвал командование КСИР к соблюдению «стратегического терпения» и приказал ему не проводить открытых военных действий против США и Израиля. По его словам, ответом на террористическую акцию станет мощная активизация диверсионной деятельности лояльных Ирану шиитских вооруженных отрядов против американских военных объектов в Ираке и Сирии.
Несколькими днями ранее в Дамаске был убит высокопоставленный командир КСИР, а 2 января в Бейруте второй в иерархии палестинского движения ХАМАС. В обоих случаях были применены высокоточные ракеты, запущенные с истребителей ВВС Израиля.
По убеждению Али Хаменеи, убийства в сирийской и ливанской столицах, а также теракт в Кермане, тесно взаимосвязаны между собой, являются тщательно скоординированной кампанией Израиля, направленной на отвлечение внимания от событий в секторе Газа.
По оценкам ведущих иранских политических аналитиков, верховный лидер стремится не допустить прямого военного столкновения Ирана с США и Израилем, полагая, что его страна пока еще не готова в полной мере противостоять объединенному и сильному врагу. Именно по этой причине Али Хаменеи призывает руководство страны к сдержанности и задействованию против США и Израиля лояльных КСИР союзников на Ближнем Востоке.
Следует отметить, что существует множество мнений, кто мог осуществить террористический акт в Кермане. Однако кто бы не стоял за трагедией, Иран впервые столкнулся со столь большим количеством жертв. Но, судя по «почерку» преступления, исполнителями его являются боевики Исламского государства (ИГИЛ, запрещенная в России международная суннитская террористическая группировка).
В 2017 году активисты ИГИЛ совершили двойной теракт в Тегеране, одновременно совершив удары по парламенту и мавзолею аятоллы Хомейни. Жервами стали 12 человек. В августе и октябре 2022 года они открыли огонь по молящимся в религиозной святыне в городе Шираз и убили несколько десятков человек.
Взрывы в Кермане произошли спустя четыре года после того, как в аэропорту Багдада по личному приказу президента Дональда Трампа был убит командующий специальными силами «Аль-Кодс» (Иерусалим) КСИР генерал Касем Сулеймани. Кроме того, что он создал на Ближнем Востоке мощную сеть вооруженных отрядов для борьбы с США и Израилем, Сулеймани руководил действиями шиитских добровольцев в войне с ИГИЛ в Ираке и Сирии.
Что касается обвинений Израиля в совершенном теракте, то спецслужбы еврейского государства придерживаются другой тактики, уничтожая конкретных личностей и избегая массовых жертв. Они предпочитают точечные диверсионные действия, в основе которых лежат достоверные данные агентурной разведки. Подтверждением этому и являются ракетные удары по высокопоставленным лицам в Дамаске и Бейруте, а также убийство Сулеймани американцами, получившими точные разведывательные сведения от израильтян.
Нельзя исключать того, что ИГИЛ в Иране действует не самостоятельно, а по указаниям из Израиля или США: сейчас уже не является секретом прямое участие американского ЦРУ и израильской военной разведки АМАН в создании и управлении деятельности Исламского государства в Ираке и Сирии.
Учитывая последние резонансные нападения в Дамаске, Бейруте и Кермане, следует ожидать резкой активизации обстрелов американских военных объектов на территории Ирака и Сирии, а также территории Израиля из Ливана и Йемена.