Москва
23 сентября 2025 / 19:05
Москва
23 сентября 2025 / 19:05
Котировки
USD
23/09
84.0186
0.0000
EUR
23/09
98.9638
0.0000
Экономика
Экономический рост в Европе замер
Найти деньги для Украине – непростая задача
11 января 2024 / 19:29
Экономический рост в Европе замер

Владимир Блинков, экономический обозреватель

Экономический рост в Европе замер, констатирует Financial Times.

Как отмечают авторы газеты: «несмотря на программу стимулирования на сумму 800 млрд евро, развернутую по всему блоку, экономический рост в ЕС замер», а в 10-ти странах в 2023 г. валовый внутренний продукт (ВВП) даже сократился. И это не только «аутсайдеры» вроде Польши, Литвы,  Латвии и Эстонии, но и локомотивы - экономика Германии сократилась на 0,3%. Увеличилось количество банкротств. Так во Франции зарегистрировано рекордное количество закрытий частных компаний - 55,5 тыс., максимум с 2017 г. О максимальном числе банкротств сообщили и власти Финляндии (3 293 предприятия, максимум за 25 лет). Даже в благополучной Швеции оно подскочило на 29%.

Общий долг Евросоюза вырос до 13,7 трлн долл., а его отношение к ВВП превысило 83%. Дефицит бюджета увеличился до 3,2%.

Долгие годы локомотивом роста европейского промышленности было сочетание «ультрамягкой» политики ЕЦБ и дешёвых энергоносителей из России. И, как показала экономическая практика, отсутствие хотя бы одной из этих составляющих наносит серьезный удар по конкурентоспособности ключевых отраслей промышленности ЕС. Для ее поддержания многие крупнейшие европейские корпорации принимают решения о перемещении своих производств в Новый Свет, а ряд из них уже такие перемещения произвел.

Больно бьют по экономике ЕС и расходы на Украину. Евросоюз с февраля 2022 г. потратил на прямую поддержку Украины  более 90 млрд долл. Из-за масштабной помощи Украине все фонды ЕС использованы «по максимуму», так оказался исчерпан весь бюджет долговременного развития ЕС на  2021-2027 гг. Помимо прямых затрат, после введения антироссийских санкций, страны ЕС оказались вынуждены нести дополнительные затраты на покупку энергоносителей у нероссийских поставщиков. Сейчас по данным Евростата, Европа тратит на импорт газа 15,2 млрд евро в месяц, до введения санкций ежемесячные затраты были почти в три раза ниже - порядка 5,9 млрд. В итоге, в течение двух лет действия санкций Европа переплатила только за газ 185 млрд евро. А общие потери от разрыва отношений с Россией оценивают в 1,5 трлн. долл. Для поддержки потребителей в ЕС были вынуждены ввести субсидии на 600 млрд евро - это спасло часть производств, но не решило экономических проблем.

Казалось бы, при таких результатах насущная задача Еврокомиссии - дать толчок стагнирующей экономике и падающей глобальной конкурентоспособности. Но, руководители ЕК продолжают «ставить политику впереди экономики». Одна из ключевых задач ЕС на 2024 г., по их мнению, - подготовить Украину к продолжению боевых действий с РФ. Министры иностранных дел ЕС, собравшиеся в Брюсселе на заседание Евросовета в конце 2023 г., постарались продемонстрировать, что ни война ХАМАС и Израиля, ни дебаты в США о правомерности сокращения помощи Киеву, ни противодействие Венгрии не повлияют на их решимость противостоять Москве. Так что менять свою стратегию Европа пока не собирается. Для еврочиновников проигрыш Киева – слишком большая цена т.к. усиление России на континенте может, по их мнению, поменять архитектуру безопасности Европы в том виде как ее хотят видеть в Брюсселе.

И чиновники ЕК ищут пути удовлетворения своих политических амбиций. Как сообщила Financial Times для обхода вето Венгрии, заблокировавшей «помощь» Украине в размере 50 млрд евро, ЕК рассматривает вариант предоставления Киеву 20 млрд евро с использованием долгового механизма, заняв их на рынках капитала. Такой механизм не требует согласия всех стран – членов ЕС. Основное долговое бремя падет на Берлин, хотя к механизму будут вынуждены присоединиться и некоторые другие страны. Но, в итоге, Брюссель может быстро превратиться одного из ведущих заемщиков на долговых рынках. Если в настоящее время его долг составляет 450 млрд евро (в 9 раз больше, чем в 2020 г.), то к концу 2026 г. задолженность может достичь 900 млрд евро.

Но, недовольных «бесконечной» финансовой и военной поддержкой Киева становится все больше. Об этом наглядно свидетельствует реакция ряда европейских стран на запрос Брюсселя на дополнительное финансирование в общей сложности на 86 млрд евро при сохранении поддержки Украины. Как пишет издание Politico со ссылкой на двух европейских дипломатов, это предложение было встречено без энтузиазма в странах Евросоюза, чьи бюджеты пострадали от экономических проблем,. Многие страны хотят, чтобы ЕК пересмотрела план увеличения бюджета блока на 2024-2027 гг. и сократила его на 13 млрд евро. И эти дискуссии станут проверкой решимости стран ЕС по украинскому вопросу.

В настоящее время половину всей финансовой помощи Украине от Евросоюза выделяет Берлин. И, несмотря на проблемы в экономике, правительство ФРГ не намерено отказываться от курса на финансирование украинского конфликта. Как заявил министр финансов ФРГ Кристиан Линднер «немецкое руководство принимает на себя ответственность, поскольку понимает, что поставлено на карту». Все это происходит на фоне того, что Германия переживает, как сообщает Frankfurter Allgemeine Zeitung, «пугающий спад во всех сферах общественной жизни». Инфраструктура разваливается, финансовое положение коммун ухудшается. Стране нужны инвестиции, но денег нет. Наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров. А, если учесть, что ЕК сейчас рассматривает возможность принятия многих очень бедных стран, желающих вступить в ЕС, то, как считают многие европейские эксперты, «экономика Евросоюза будет становиться всё беднее и беднее, а те страны, где наиболее успешные экономики, такие как Германия, будут переживать один кризис за другим из-за политики, проводимой в отношении Украины или изменения климата».

По мнению депутата Европарламента от немецкой партии «Альтернатива для Германии» Гуннара Бека «если в результате Германия больше не сможет субсидировать весь блок ЕС, то ряд государств могут рассмотреть выход из него, следуя примеру Великобритании…Я думаю, самый очевидный из них - Дания. Дания уже не является частью многих самоубийственных шагов в Европейском союзе таких как общая политика предоставления убежища - евро и шенгенская зона. При таких обстоятельствах Дании будет относительно легко покинуть страну», отметил политик. Второй возможный кандидат на выход из ЕС - Швеция, подчеркнул он. «Я думаю, что страны Южной Европы сильно субсидируются, поэтому я не могу представить, чтобы они вышли из ЕС. Страны Восточной Европы также получают выгоду от ЕС в настоящее время, поэтому я не думаю, что они рассматривают возможность выхода. Я думаю, что удерживание многих стран в ЕС по-прежнему заключается в том, что они получают выгоду от ЕС и это, в целом, означает немецкие деньги. По его мнению Европейский союз просуществует до тех пор, пока Германия всё еще будет в состоянии платить или занимать, чтобы платить.