
Игорь Николайчук, Центр специальных медиаметрических исследований
По моему личному мнению истеричные заявления западной прессы, малозначительных экспертов и хитроумных политиков средней руки о том, что Запад «забыл Украину», «интерес к Украине стал ослабевать» и пр. на самом деле от лукавого. Дело даже не в том, что начавшаяся палестино-израильская война сместила фокус интересов читателей, зрителей ТВ и пользователей интернета к очередному рецидиву еврейско-арабских тёрок. Кто и когда сказал или тем более показал, что западный потребитель информации западает на новости с этой самой Украины, впадает в радостную ажитацию после сообщений о поставках туда оружия или выпадает в эмоциональный осадок при картинках «разрушений в Киеве гражданских объектов».
Надо понимать, что создателям контента массмадиа (журналистам, блогерам, участникам микроконференций в интернете и пр.) банально платят за поддержание украинской темы на плаву и за ее звучание в каждом утюге. Платят и гражданкам с низкой социальной ответственностью за развешивание жовто-блакитных флагов в кое-каких публичных местах зарубежных столиц. Потом такими фотками иллюстрируют размышлизмы про судьбу Украины и «жестокость Путина» в качественной прессе. Платят и популярным киноартистам, имеющим еврейские корни, для поездки в Киев и проведения фотосессий с Зеленским. Это якобы хорошо стимулирует внимание к «страданиям украинцев, которых необходимо защитить». И так до бесконечности. Но все подобные акции идут по разряду внутриполитических элитных игр в «развитых странах». А простому обывателю – что афроамериканцу, что индобританцу, что курдонемцу, что арабофранцузу на всю эту Украину на-пле-вать!
Проведем смелый эксперимент. Возьмем и проверим в сравнении, какая из трех стран – Украина, Россия или США – находится в центре внимания пользователей интернета в различных странах мира после событий 7 октября. Газеты газетами, а тут человек сам зашел в сеть и сделал запрос, проявил реальный активный интерес, без подсказок. Конкретно мы изучили статистику американской системы Google. Вот рейтинговые списки интересантов (первые 10 позиций). Очень, кстати, показательно.
Украина. 1. Польша. 2. Чехия. 3. Федеративная Республика Германия. 4. Австрия. 5. Австралия. 6. Италия. 7. Румыния. 8. Швейцария. 9. Бельгия. 10. Нидерланды.
Россия. 1. Беларусь. 2. Узбекистан. 3. Казахстан. 4. Южно-Африканская Республика. 5. Вьетнам. 6. Сербия. 7. Болгария. 8. Индонезия. 9. Турция. 10. Финляндия.
Соединенные Штаты Америки. 1. Нигерия. 2. Пакистан. 3. Мексика. 4. Филиппины. 5. Тайвань. 6. Колумбия. 7. Республика Корея. 8. Бангладеш. 9. Индия. 10. Сингапур.
Дадим комментарии к результатам по Украине. Поляки по рангу интереса к стране первые, но это отнюдь не значит, что они как-то уж очень Киев привечают или мечтают что-то там себе «вернуть». В самой Польше живет всего 48 тыс. укрополяков (в Бразилии миллион укробразильцев), но в связи с конфликтом уже 200 тыс. жителей Западной Украины получили т.н. «карту поляка» - забавный такой документ, свидетельствующий о принадлежности владельца к польскому народу; данную лабуду придумали для привлечения этнически приемлемой рабочей силы. Однако это сущие пустяки по сравнению с числом беженцев, коих по разным подсчетам от 1,3 до 1,6 млн. человек. Их информационные приоритеты и формируют рейтинг относительного интереса. Следует учесть и то, что с момента начала СВО через территорию Польши проследовало 11 млн украинцев. Часть разбрелась по разным странам, часть вернулась, ну и т.д.
В Германии, элита которой ранее считала Украину не просто своей колонией, а законным жизненным пространством Третьего Рейха, где будут счастливо расселены представители «высшей расы», по иронии исторической судьбы уже поселились (часть пусть и временно) 1,2 млн украинцев, что в точности равно числу этнических украинцев-граждан Канады. А ведь эта страна («так похожа на Россию, только все же не Россия!..») ранее занимала уверенное первое место по численности украинской диаспоры в мире.
В Италии, как ни странно, уже давно живут аж 200 тыс. натурализовавшихся украинцев, в четыре раза больше, чем в Польше! Чудеса… Австралия также в верхних строчках рейтинга не случайно, но не из-за «валового» показателя, а именно из-за того, что все австралийцы украинского происхождения действительно сильно своей прародиной интересуются. Это все потомки послевоенных бандеровцев, которые растеклись по англоязычным странам из лагерей перемещенных лиц, куда они попали, убегая от советских войск. В политической жизни страны эта публика весьма активна и напориста, поскольку СССР и коммунизм ненавидит.
Обратим особое внимание на Чехию и Австрию. Хотя фактор беженцев со счетов сбрасывать не стоит, все-таки обращение к украинской теме здесь носит специфический характер. Культурные коды тут австро-венгерские, примитивное украинство отторгается. Киев ‑ это «хамский моветон», точно не Европа. Гопак и венский вальс несовместимы. А бандеровщина вообще сморкание без носового платка. Интерес и сочувствие вызывают только Ужгород и Черновцы. Первый областной центр – «самая настоящая Европа», второй областной центр – «маленькая Вена».
Лет 15 назад власти на Западной Украине озаботились массовым воздвижением памятников Бандере. Разнарядка пришла и в Ужгород. На соответствующее настойчивое предложение местный мэр ответил следующим образом: «Сообщаем, что Ужгородский городской совет не разделяет увлечения личностью и попытки идолоизации гражданина Австро-Венгерской империи Степана Бандеры. Мы - многонациональная область, и поэтому подстрекательство к каким-либо радикальным действиям считаю недопустимым». Зато появились пусть и скромные, но внятные памятники императору Францу Иосифу (закарпатцы любовно называют его Ференц Йовшко) и императрице Марии Терезии. Радикальные националисты тут же облили их красной краской, совсем как Ленина.
Так что крикливые журналисты в отношении поднятия градуса всемирно-исторических страданий Украины поступают как тот батюшка на именинах у полтавского помещика, которые пришлись на постный день. Подали жареного поросенка. Хозяин посетовал, что священник не сможет это блюдо съесть. Батюшка поднял крест и произнес: «Порося-порося, превратися в карася» и начал кушать. А ведь пиар-радетели за «горемычную Украину» тоже есть хотят!