Москва
23 сентября 2025 / 19:05
Москва
23 сентября 2025 / 19:05
Котировки
USD
23/09
84.0186
0.0000
EUR
23/09
98.9638
0.0000
Безопасность
Денежные потоки для ВСУ начинают истощаться
Желающих финансировать ВСУ все меньше
15 января 2024 / 11:18
Денежные потоки для ВСУ начинают истощаться

Марина Харькова, журналист, Донецк

Деньги на содержание украинской армии и расходы на войну у режима Зеленского начинают заканчиваться. Дефицит бюджета Минобороны Украины на 2024 год составляет около 430 млрд грн (около $11,3 млрд) по статье «денежное обеспечение».

«На заседании Комитета по нацбезопасности озвучили информацию о дефиците бюджета Минобороны на 2024 год. Он составляет 36%, или 430 млрд грн, только по статье расходов "денежное обеспечение''», - сообщил депутат Верховной рады Украины Алексей Гончаренко  (внесен Росфинмониторингом в перечень экстремистов и террористов). Несмотря на нехватку средств, президент Зеленский требует изыскать деньги еще и на новую волну мобилизации, что обойдется бюджету в 500 млрд гривен (около $13 млрд). При этом Минфин Украины сообщил, что в бюджете страны не предусмотрены средства на финансирование дополнительной мобилизации, а возможности западных стран выделять средства на финансирование ВСУ заметно снизились. Об этом на днях сообщил глава Минфина Украины Сергей Марченко: «Желающих выделять деньги все меньше и меньше, но это не значит, что мы прекратили работать".

Крайними в этой ситуации стали украинские вояки, у которых уменьшили надбавку за боевые выходы и имеющие задержку всех полагающихся выплат. Например, в 54-й бригаде ВСУ не выплачиваются компенсации за ранения. «Говорят, что получим деньги после демобилизации. Ну а если не доживём, может, наследники получат», — рассказал пленный украинский военный. Бойцы ВСУ сами покупают себе еду, бензин и снаряжение, сообщает немецкое издание Bild. В репортаже украинские вояки вопрошают: «Куда уходят западные деньги?» и жалуются, что сами должны платить за снаряжение, обмундирование и даже за беспилотники. Один из вояк заявил немецким журналистам: «Мы сами платим и за беспилотники, и за держатель для гранаты из 3D-принтера — он стоит пятьдесят евро. Мы также платим за аренду домов, в которых спим, и за еду. Это злит».

Отдельная проблема – получение компенсаций за погибшего его родственниками. И чем больше становится погибших и пропавших без вести украинских вояк, тем больше украинский режим ставит препон в выплате денег. Украинцам обещали выплаты по 15 миллионов гривен «гробовых» и сначала сроки выплат соблюдались. С осени прошлого Минобороны Украины объявили о новой схеме и так называемой реструктуризации выплат. Сначала родственники получат лишь 20% суммы, а остальные деньги будут равными частями выплачиваться в течение 3,5 лет. Тот факт, что родственники могут и не дожить до конца выплат или что инфляция обесценит деньги, украинских чиновников не волнует.

Экономисты подсчитали, что даже если взять цифру в 100 000 погибших, то суммарные выплаты семьям погибших превысят сумму в 1,5 трлн грн., или 41 млрд долл. При этом цифра 100 000 – приблизительная и не включает десятки тысяч пропавших без вести. Скрывать потери для украинской власти выгодно – так легче манипулировать с суммами и не выплачивать положенное. Между тем, суммарные выплаты «гробовых» — это 25% от нынешнего ВВП Украины. Также сумма сопоставима с резервами НБУ (41 млрд долл.). «Даже если растянуть эти выплаты на пять лет, то получается по 300 миллиардов грн. в год, что превышает расходы на обслуживание госдолга, на образование и медицину. Следует также отметить, что помимо этих обязательств есть еще обязательства внешние — перед западными кредиторами. Государству придется отдавать минимум пятую часть своих доходов на, как говорят в народе, "гробовые". Странно, что украинская власть не говорит, как государство сможет выплатить эту сумму. Замалчивание свидетельствует о том, что никто не знает, как эту проблему нужно решать», — сделал вывод украинский экономический аналитик Алесей Кущ.

Кроме бюджетных проблем, выяснилось, что и население, и западные благотворители стали значительно меньше жертвовать на нужды ВСУ. Размер донатов на ВСУ сократился в два раза по сравнению с предыдущим годом. Чем старше украинец — тем меньше он перечисляет на нужды ВСУ. Количество пожертвований снижается каждый месяц. Украинским волонтерам, благотворительным организациям и самим боевикам приходится придумывать все более изощренные способы стимулировать украинцев делиться своими деньгами. «Я увидел, что сборы средств в интернете в 2023 году перестали быть эффективными. Возможно, потому что целевая аудитория оказалась истощена, и у нас уже давно не было побед", – заявил командир взвода ВСУ Павел Вышебаба.

Такая же тенденция прослеживается и на Западе, где даже традиционные союзники Украины – Польша и прибалтийская триада – собирают все меньше пожертвований на ВСУ от частных лиц. Например, если в начале СВО в Эстонии собирали 6 миллионов евро в месяц, то в феврале 2023 года пожертвования составили только 20 тысяч евро. Сокращение пожертвований наблюдается и в Латвии, и в Литве. Иностранцы стали жертвовать Вооруженным силам Украины значительно меньше денег. Об этом сообщило польское новостное издание Onet. В материале отмечается, что «энтузиазм угас и вливания уменьшились». Жители Швеции тоже стали меньше жертвовать на поддержку Украины деньги из-за инфляции. «Шведы на словах горячо поддерживают украинцев. Несмотря на результаты опросов, по которым шведы бьют все рекорды сочувствия в Европе, они неохотно отдают деньги на чужой конфликт», жалуются украинские активисты. Уменьшение количества пожертвований связывают в первую очередь с провальным наступлением ВСУ, а после начала конфликта на Ближнем Востоке украинская повестка стала пропадать из фокуса общественного внимания. В результате поток пожертвований превратился в капли.

Еще одним фактором снижения помощи и нарастающего кризиса с обеспечением ВСУ стала беспримерная коррупция и расхищение западных поставок, что стало уже невозможным скрывать. Этому посвящаются расследования и официальных представителей Пентагона, и западной прессы.

В частности, издание The New York Times опубликовало материалы, исследующие причины плохого контроля военной помощи США Украине. Генеральный инспектор Пентагона обнаружил, что американские чиновники и дипломаты в Вашингтоне и Европе не смогли отчитаться за 40 000 единиц оружия, поставленного ВСУ. Судьба ракетных комплексов «Стингер» и «Джавелин», беспилотников-камикадзе, приборов ночного видения и прочего вооружения стоимостью более 1 миллиарда долларов американскими чиновниками не отслеживалась, из-за чего возникли подозрения, что большая их часть могла быть украдена и перепродана. Об этом говорится в материалах доклада генерального инспектора министерства обороны. Но вместо признания вины американские военные чиновники заявили, что «определение того, имело ли место нецелевое использование такой помощи, выходило за рамки нашей оценки и экспертизы».

То есть, и американские, и европейские чиновники и дипломаты признали полную бесконтрольность в поставках крупных партий оружия украинским боевикам и вероятную утечку технологий и образцов на контрабандный рынок оружия. При этом количество оружия, рассмотренного в отчете, это лишь небольшая часть из общей помощи на сумму около 50 миллиардов долларов, выделенных США Украине с 2014 года. По словам сотрудников Пентагона и Госдепартамента, ответственных за контроль над поставками техники и оружия, риски в ходе опасных боевых действий сделали невозможным выезд представителей Министерства обороны США на фронт, чтобы убедиться, что оружие используется по назначению. Более того, американцы в целом считают такой контроль лишним. Эту мысль они обосновали прямо. «Требуемые процедуры учета нецелесообразны в динамичной и враждебной обстановке военного времени», - заявила исполняющая обязанности заместителя министра обороны по вопросам политики Александра Бейкер. Отсутствие контроля оправдали и дефицитом сотрудников. Якобы в посольстве США в Киеве не хватает специалистов, чтобы отслеживать виды оружия и оборудования, которых на Украине сейчас насчитывается более 50 000 единиц «и их количество растет». Это «не под силу ограниченному персоналу для физической инвентаризации, даже если бы доступ был неограниченным», - сообщила г-жа Бейкер.

В докладе не уточняется, сколько оружия и военной техники, переданных Украине за все годы, были признаны «утерянными», но потери могут составлять около 1 миллиарда долларов из общей стоимости отправленного оружия в 1,69 миллиарда долларов. В целом, Пентагон не осуществлял надзор за поставками оружия Украине должным образом, заявил генеральный инспектор Минобороны США Роберт Сторч. При этом объявлено, что Служба проведения криминальных расследований в структуре ведомства продолжит изучать подозрения о незаконных действиях, касающихся поставок Украине помощи из США. Это обещание связано с тем, что в Конгрессе США и в самом американском обществе нарастают скепсис и разногласия из-за объемов помощи и поставок оружия Украине. Многие справедливо считают, что миллиарды долларов нужны самим американцам для решения внутренних проблем.