Игорь Пшеничников, политолог
Министр обороны США Ллойд Остин наконец выписан из больницы через две недели после экстренной госпитализации. Видимо, врачи довольны состояние его здоровья, хотя генералу придется еще несколько дней провести на домашнем режиме. А вот с военно-политической точки зрения вопросы остались.
Пропажа "с радаров" на несколько дней в начале года министра обороны США положила начало массе слухов о том, что происходит в американском оборонном ведомстве. Дело не в болезни министра, а в том, что о ней несколько дней никто не знал, включая президента Байдена. Во-первых, разваливается глобальная система, в которой США играют роль прокурора и полицейского одновременно. А во-вторых, что главное, в США наблюдаются явные проблемы в цепочке принятия решений, касающихся важнейших вопросов национальной безопасности, включая процедуру применения ядерного оружия.
Как всё развивалось? Министр обороны США Ллойд Остин пропал в буквальном смысле на несколько дней. После долгого и никому непонятного молчания Пентагон "прорезался в эфире". Было сообщено без всяких подробностей, что Остин в больнице. Спустя неделю Пентагон обнародовал новые подробности о продолжающейся госпитализации министра обороны, заявив, что 22 декабря он "прошел медицинскую процедуру, через день вернулся домой и был госпитализирован в реанимацию 1 января, когда начал испытывать сильную боль". Еще позже CNN со ссылкой на Национальный военно-медицинский центр им. Уолтера Рида сообщила, что у министра обороны США Ллойда Остина диагностировали рак простаты. Опухоль была обнаружена в начале декабря. 22 декабря Остину провели "минимально инвазивную хирургическую процедуру" — простатэктомию. А 1 января случилось осложнение, которое и привело к повторной госпитализации.
Эта информация появилась после того, как члены обеих партий в Конгрессе выразили резкую обеспокоенность по поводу тайны пребывания Остина в больнице и того факта, что президент и другие высокопоставленные лидеры держались в неведении по этому поводу в течение нескольких дней.
Пресс-секретарь минобороны Патрик Райдер сказал, что Совет национальной безопасности и заместитель министра обороны Кэтлин Хикс не были уведомлены до четверга, 4 января, о том, что Остин был госпитализирован с 1 января. Райдер сказал, что глава аппарата министра обороны Келли Магсамен тоже была больна и не могла никого вовремя уведомить о госпитализации министра Остина. Райдер сообщил, что Магсамен проинформировала замминистра Кэтлин Хикс и советника по национальной безопасности Джейка Салливана только в четверг, 4 января.
Ситуация усугубилась тем, что и замминистра Кэтлин Хикс не была в Вашингтоне. Она находилась в отпуске в Пуэрто-Рико, и, как теперь сообщается, "у нее было с собой спецоборудования, чтобы оставаться на связи" с министерством. Но когда с ней всё же связались и сообщили о форс-мажоре с Остином, Хикс решила не возвращаться в США, поскольку ей сказали, "Остин возобновит полный контроль в пятницу", 5 января. Видимо, Хикс подумала, что ничего страшного с США и их обороной за несколько дней её и Остина отсутствие не случится.
При этом ни президент, ни Конгресс по-прежнему не были информированы, что министерство обороны обезглавлено. И целых четыре дня (или даже больше) в Пентагоне царило безвластие, точнее, бардак, за который придется кому-то ответить. Оказывается, что ключевое министерство в системе власти в США, которое отвечает за безопасность страны и вовлечено в "оперативное управление" множеством конфликтов в мире, в принципе может никем не управляться. Но главное в том, что министр обороны – третий человек в системе власти США после президента и вице-президента, который, по сообщениям американских СМИ , обладает "ядерным чемоданчиком".
Учитывая то, что и сам президент Байден, мягко говоря, дает основания усомниться в своей адекватности, возникает вопрос: во время исчезновения Остина в чьих руках была кнопка о запуске ядерной ракеты? Вообще же весь этот сумрак над историей с исчезновением Остина может скрывать не только отсутствие координации о применении ядерного оружия на уровне министерства обороны, но и на уровне президента США тоже.
Именно на это обстоятельство обращает внимание консервативная печать США. "Президент - гражданский глава правительства Америки, лидер свободного мира - три дня ничего не знал о местонахождении чиновника, через которого он контролирует вооруженные силы", - пишет редактор The American Conservative Джуд Руссо. "Даже самые надежные сторонники администрации - редакция Washington Post, например, - похоже, в шоке. Хотя Соединенные Штаты формально не находятся в состоянии войны, они финансируют и снабжают конфликт с ядерной державой в войне между Украиной и Россией, а также участвуют в наземном вторжении Израиля в Газу в качестве вынужденного поставщика и рефери". Здесь намек на то, что в дни пропажи Остина США фактически были обезоружены и беспомощны перед лицом такой ядерной державы, как Россия.
Впрочем, дело не только в этом. Налицо то, что Пентагон управляет сам собой и не считает себя подотчетной ни одному гражданскому лидеру. Стоит напомнить, как в период президентства Трампа бывший в ту пору председателем Объединённого комитета начальников штабов Марк Милли успокаивал лидеров западных стран, что, мол, американские военные не позволят Трампу начать ядерную войну, поскольку, мол, все рычаги принятия решений находятся в их руках, а не в руках президента. "Кто вообще руководит этой демократической страной? Похоже, что это не демократически избранные представители. Высокомерие американского оборонного истеблишмента может сравниться только с высокомерием федерального правоохранительного аппарата", - пишет Джуд Руссо из American Conservative.
Такие ситуации, когда министр обороны США оказывался недееспособным, уже случались. Журнал Time сравнил ситуацию с нынешним главой Пентагона с госпитализацией министра обороны Дональда Рамсфелда двадцать лет назад. В 2006 году Рамсфелд был вынужден пройти двухчасовую операцию под местной анестезией. Перед этим он временно делегировал своему заместителю полномочия реагировать на возможные иностранные самолеты, заходящие в воздушное пространство США. И право отдавать приказ о сбитии потенциально враждебного самолета вернулось к Рамсфелду вскоре после того, как он пошел на поправку. То есть, сравнение не в пользу Остина.
Тем временем, комитет по делам вооруженных сил палаты представителей США начал расследование обстоятельств неанонсированной госпитализации министра обороны Остина. Как заявил председатель комитета Майк Роджерс (республиканец от штата Алабама), речь идет об официальном расследовании причин, по которым Остин не проинформировал руководство страны о временной неспособности выполнять свои служебные обязанности. В письме, адресованном в Пентагон, законодатель потребовал как можно скорее предоставить документы, касающиеся госпитализации министра, копии отданных им приказов, а также всю переписку между Пентагоном и Белым домом в период с 1 по 9 января. Примечательно, что некоторые обозреватели даже проправительственных американских СМИ уже сейчас, не дожидаясь выводов расследования, говорят о необходимости отставки Остина.
Остин уже признал, не обеспечил "надлежащее информирование общественности", и пообещал, что "обязуется работать лучше". Между тем, скандал вокруг "пропажи" Остина говорит не только в высокомерии американского оборонного истеблишмента, но и резкой деградации всей системы власти в США. И это опасно для всего мира.