Юрий Веселов, военный обозреватель
Военно-политическое руководство еврейского государства уверенно в том, что в случае проведения наземной военной операции против ливанской «Хизбаллы» повторения результатов 2006 года не будет
Наступление израильской армии в 2006 году потерпело провал: ВС Израиля понесли значительные потери в личном составе и технике и, наоборот, отряды шиитского движения «Хизбалла» не допустили продвижения израильтян на юге Ливана. Тель-Авив был вынуждены отвести войска, своих должностей лишились премьер-министр, президент, начальник генерального штаба и ряд других политиков и военных еврейского государства.
Правда, и против Ливана были введены ограничения. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, предусматривающую эвакуацию вооруженных формирований «Хизбаллы» на рубеж севернее реки Литани и передачу Южного Ливана под контроль национальной армии. Что, по состоянию на середину января 2024 года, выполнено не было. Именно данный прецедент руководство Израиля может использовать для оправдания очередной войны в Ливане.
Предпосылки готовящейся операции по обеспечению безопасности северной территории еврейского государства все более отчетливо проявляются в последнее время. Министр обороны Йоав Галант заявил 16 января о завершении активной фазы военных действий на севере сектора Газа и отдал распоряжение о сокращении группировки войск в данном районе примерно на 40 процентов. Не исключено, что высвободившиеся воинские части после непродолжительного отдыха будут переброшены в Северную Галилею для усиления войск в приграничной с Ливаном полосе.
О намерении создать на подконтрольной «Хизбалле» территории Южного Ливана зону безопасности свидетельствуют неоднократные заявления представителей израильского правительства, кнессета и военного руководства о проблеме отселенного населения из северных районов страны. По данным израильского военного ведомства, из полосы глубиной более 10 км с середины октября 2023 года в глубинные районы Израиля эвакуировано от 80 до 100 тысяч жителей.
Следует отметить, что израильское военно-политическое руководство сделало выводы из отрицательного опыта проведенной в 2006 году операции на юге Ливана. Прежде всего, это касается разведки – основной формы обеспечения боевых действий армии. Судя по результатам проведенных против «Хизбаллы» и ее союзников мероприятий, израильские спецслужбы достигли внушительных результатов. Надо полагать, что они располагают достоверными данными о расположении основных военных объектов этой организации, качественном и количественном составе вооружения, мест дислокации основных органов управления и руководства.
Подтверждением тому являются случаи успешного проведения диверсий против отдельных активистов и военных на территории Ливана и соседней Сирии. И это излюбленная практика деятельности военной разведки еврейского государства, которая активно использовалась против руководителей палестинского ХАМАС.
Так, 2 января в Бейруте точечным ракетным ударом был убит Салех аль-Аури – второй по влиянию лидер ХАМАС. При этом палестинец находился в здании, примыкавшем к резиденции лидера «Хизбаллы» Хасана Насраллы. 4 января с началом массированных обстрелов позиций ливанских шиитов был убит Хасан Акаш – один из влиятельных командиров «Хизбаллы», отвечавших за действия ливанских отрядов против Израиля в Сирии. В тот же день был уничтожен командир спецназа Уисам ат-Тавиль, брат жены Хасана Насраллы. Через несколько дней удар пришелся по дому мужа сестры Насраллы тогда, когда в нем никого не было. А 9 января погиб командир подразделения боевых беспилотников «Хизбаллы» Али Хуссейн Бараджи.
Создается впечатление, что израильтяне преднамеренно предупреждают ливанского шейха Насраллу о наличии у них достоверной информации по деятельности руководства организации и его местоположении в реальном масштабе времени. Примечательно, но до 2006 года израильским спецслужбам не удавалось проникнуть в структуру руководства ливанской «Хизбаллы», и до начала в 2011 году событий в Сирии она оставалась полностью закрытой для израильской разведки. Провалы начались после взаимодействия ливанских шиитов с палестинцами сначала на сирийской территории, а затем и в самом Ливане.
Надо учесть, что военная разведка АМАН традиционно успешно использовала палестинские группировки в качестве широкой вербовочной базы для добывания данных о всех враждебных Израилю арабских странах. Недаром израильтяне неоднократно признавали о том, что для них нет секретов по всем решениям, принимаемым правительствами соседей. Тель-Авив не скрывал наличия своих источников в окружении властей арабских (и не только) государств. Подтверждением этому могут стать случаи физического уничтожения в Сирии многочисленных иранских военных, инженеров-ядерщиков в самом Иране, нанесения ракетных ударов по транспортным колоннам с военным имуществом, складам с только что полученным из Ирана оружием.
Думается, руководство ливанской «Хизбаллы» в полной мере понимает пагубность активизации военных действий против Израиля в настоящее время, и ограничивается демонстративными действиями против своего противника. Такую же позицию в отношении Тель-Авива занимает и стоящий за ливанской шиитской организацией Тегеран, сосредоточивший свои усилия на активизацию действий лояльных ему иракских отрядов исламского сопротивления против американских воинских гарнизонов в Ираке и Сирии. Примерно то же самое происходит и в Йемене, где местная группировка «Ансар Алла» сосредоточила внимание на ослабление военного присутствия в регионе военно-морских сил США, Британии и их союзников.
Вместе с тем надо полагать, что разведывательная деятельность Израиля против своих врагов представляет реальную угрозу безопасности арабских стран и Ирану, в частности.