
Юрий Веселов, военный обозреватель
Военно-политическое руководство Арабской Республики Египет выдвинуло в районы приграничного с палестинским сектором Газа города Рафах части и подразделения 4 танковой дивизии и рассредоточило их на Синае. Меры приняты в ответ на предупреждение командования ВС Израиля о твердом намерении в ближайшие дни завершить на юге палестинского сектора разгром вооруженных формирований исламского движения ХАМАС.
По данным израильтян, после подавления сопротивления в городе Хан-Юнис в приграничный населенный пункт Рафах наряду с 1,5 миллиона мирных палестинцев бежало большое количество дезертиров, которые были принудительно мобилизованы в три батальона. Израильско-египетские переговоры по вопросу нейтрализации боевиков в данном районе продолжались в течение полутора месяцев, но пока ни к чему не привели. Египетское руководство не может удержать Израиль от завершения военной операции, и в то же время не может открыто дать формальное согласие на продолжение уничтожения военной инфраструктуры ХАМАС.
Президент АРЕ вполне обоснованно прогнозирует прорыв государственной границы палестинскими беженцами, среди которых неминуемо окажутся палестинские боевики ХАМАС, которые просочатся на юг Синайского полуострова и вольются в бандформирования местных племен-бедуинов. Египтяне в течение нескольких последних лет создавали пограничные инженерные укрепления с югом сектора Газа, построили бетонированную стену, вкопав ее в грунт на глубину 8 и более метров для предотвращения создания подземных туннелей.
Надо отметить, что по соглашению с Израилем египтяне не имели права дислоцировать свои воинские части в непосредственной близости от госграницы и вводили ограниченные по численности войска только в случаях чрезвычайной ситуации для воспрепятствования попыток контрабанды оружия или наркотиков по обе стороны границы. Эти шаги они всегда согласовывали с израильтянами.
Силовые структуры АРЕ ведут постоянную борьбу с племенными формированиями Синая, по своей идеологии близкими к запрещенной в стране международной террористической группировке «Братьев-мусульман». Ценой нескольких тысяч жизней за последние десять лет египетским властям удалось нанести значительный урон исламским боевикам, зачистить северную и центральную части полуострова от террористов.
Что же до ХАМАС, то эта палестинская группировка создавалась в секторе Газа израильскими спецслужбами в 70-е годы прошлого столетия как раз на основе ячеек «Братьев-мусульман» в противовес укрепляющемуся влиянию Организации освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом. А вооруженные отряды движения Исламского сопротивления появились уже после его смерти, и также под контролем Израиля.
Безусловно, бесконтрольное появление на территории Египта полуторамиллионного количества палестинских беженцев, среди которых окажется несколько тысяч боевиков, представляет очень серьезную угрозу безопасности страны. Силовым структурам придется начинать все сначала, чтобы вытравить новую колонну террористов.
Египетское руководство рассматривает намерения израильтян не только как недружественные действия, но и в качестве планируемой диверсии в отношении соседнего государства. В АРЕ по этому поводу обсуждается возможность одностороннего выхода из соглашения о мире со всеми вытекающими последствиями.
В свою очередь, премьер Беньямин Нетаньяху спешит покончить с присутствием ХАМАС на юге Газы, чтобы полностью блокировать сектор, завершить зачистку захваченной территории от палестинских боевиков с одновременным отводом боевых частей и соединений в приграничные с Ливаном и Сирией районы. Израиль по данному вопросу занимает бескомпромиссную позицию.
Западные СМИ сообщают об интенсивных еврейско-палестинских переговорах при посредничестве АРЕ и Катара. По состоянию на 11 февраля они не увенчались успехом: Тель-Авив настаивает на освобождении всех еврейских граждан, захваченных 7 октября прошлого года в обмен на несколько тысяч палестинцев, удерживаемых в израильских застенках. ХАМАС готов произвести обмен при условии прекращения огня и вывода всех израильских сил из сектора Газа.
С большой долей уверенности можно предполагать дальнейшее обострение обстановки на границе южной части сектора Газа с Египтом и осложнение египетско-израильских отношений.