
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Российский газ в Европе продолжает присутствовать. Кроме того, его может быть там больше при желании и воле покупателей. Россия готова подавать газ в страны Европы по уцелевшей трубе газопровода «Северный поток – 2». Об этом заявил российский лидер Владимир Путин в интервью американскому журналисту Такеру Карлсону. Он пояснил, что нынешние власти ФРГ руководствуются не национальными интересами, а интересами коллективного Запада. «Ведь дело не только в «Северном потоке – 1», который взорвали. «Северный поток – 2» повредили, но одна труба [нитка] жива-здорова и по ней можно подавать газ в Европу, но Германия же не открывает его. Мы готовы», — отметил глава РФ. Кроме того, он напомнил, что власти Польши закрыли газопровод «Ямал — Европа», через который в Германию можно поставлять серьезный объем газа.
Тем временем Прокуратура Швеции закрыла расследование по делу о взрывах на «Северных потоках». Пояснение здесь следующее: «Граждане Швеции и территория страны не были задействованы в диверсии на «Северных потоках», дело прекращено».
Хотя расследование продолжает Германия, но Россию к нему не допустили. Вероятно, итог и у Берлина может быть «нулевым». Генпрокуратурой ФРГ никакая дополнительная информация в настоящее время не предоставляется. Но «запоздалость» и «безмолвие» едва ли скажутся на качестве и желании следствия. Дело политическое, подтверждать американский след – намерения нет. Показательно, что канцлер Германии Олаф Шольц во время выхода интервью Путина находился в США, и ходе встречи с главой Белого дома Джозефом Байденом назвал его «нелепым».
Пока Россия наращивает поставки газа в ЕС. В январе экспорт российского «голубого топлива» в Европу по трубопроводам вырос на 40% к тому же месяцу прошлого года и составил 2,52 млрд кубометров. Газотранспортная система Украины (ГСТУ) и вторая нитка «Турецкого потока» обеспечили эти показатели.
Однако вряд ли это превратиться в устойчивую тенденцию. Рыночная необходимость игнорируется европейской бюрократией, ратующей за скорейшее «обнуление» поставок российских энергоресурсов.
Тем временем спотовая цена газа в Европе в феврале выше $300 за тысячу кубометров. Это более чем на порядок ниже пиковых значений, достигнутых весной 2022 года, когда биржевые котировки на хабе TTF «подбиралась» к $4000 за тысячу кубометров. Ветрогенерация в Европе с начала февраля обеспечивает в среднем 25% потребностей региона в электроэнергии. Такие данные ассоциация WindEurope. Год назад, в феврале 2023 года, вклад ветроэлектростанций был на уровне 16%.
Но проблема энергетической безопасности в Старом Свете вовсе не решена в последующие сезоны. Теперь европейские страны больше полагаются на возобновляемые источники энергии, которые не могут гарантировать стабильную генерацию. Кроме того, в связи со ставкой на отказ от российского газа, Европе пришлось искать новых поставщиков, способных удовлетворить ее потребности. Это значит, что европейским странам приходится конкурировать за сжиженный природный газ (СПГ) с другими регионами мира, прежде всего с Азией. И впадать все в большую зависимость от «молекул свободы» — партий СПГ из США.
Причем есть нюансы и здесь — экспорт американского СПГ теперь вдруг оказался лимитированным. 26 января лидер США Джозеф Байден объявил о приостановке выдачи лицензий на экспорт СПГ. В официальном заявлении на сайте Белого дома резолюция объясняется необходимостью изучить влияние поставок на энергетическую безопасность США и изменение климата. В связи с чем конгрессмены-республиканцы осудили Байдена и выступили против этого шага, назвав его «подарком Путину». Издание Foreign Policy опубликовало их довод: «Приостановка Байденом лицензирования экспорта СПГ ослабляет глобальную энергетическую безопасность и подрывает наши усилия, направленные на то, чтобы помочь Европе снизить зависимость от российских энергоносителей».
Решение Белого дома о приостановке лицензирования новых проектов по экспорту СПГ вызвало возмущение и в отрасли. Глава Shell Ваэль Саван заявил Financial Times, что «лимитирующая инициатива» властей США наносит репутационный ущерб всей СПГ-индустрии и подрывает доверие в ней в долгосрочном измерении.
Панику спешно пришлось «гасить» Байдену. Выступить в американском сенате было поручено замминистру энергетики США Дэвиду Турку. В ходе доклада он заверил аудиторию, что решение Белого дома приостановить согласование новых разрешений на поставки за рубеж СПГ не отразится на снабжении топливом американских союзников, включая европейцев.
Другая опасность для ЕС — не очевидная перспектива продления режима транзита российского газа в Европу через Украину. 25 января премьер-министр Словакии Роберт Фицо после визита в Киев и переговоров с украинским коллегой Денисом Шмыгалем допустил продолжение транзита газа по трубопроводу через Украину (ГТСУ) в 2025 году. Но власти Незалежной парировали, что продлевать контракт с Россией на транспортировку газа не намерены. При этом украинский кабмин все-таки допустил, что страна может обсудить с одной из стран Евросоюза вопрос «об использовании своей газотранспортной сети». 27 января на этот счет было озвучено мнение Москвы. Глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов заявил журналистам, что «решение о продлении транзита российского газа через Украину в Европу, вероятно, удастся найти».
В общем, риски энергобезопасности ЕС только повышаются, даже в условиях фиксируемой экономической деградации Старого Света. 10 февраля агентство Bloomberg предрекло Германии утрату статуса «промышленной сверхдержавы». В публикации агентства о промпроизводстве Германии говорится, что считающаяся крупнейшей в ЕС экономика ФРГ снижается с 2017 года, а в последнее время этот спад ускоряется из-за потери конкурентоспособности. Вскоре, пишет Bloomberg, ФРГ может лишиться статуса «промышленной сверхдержавы». Агентство заключает, что основы промпроизводства Германии «рухнули, как домино»: энергоемкие производства «страны-локомотива» ЕС столкнулись с серьезными проблемами после прекращения поставок дешевого газа из России.