
Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности
Биржевые котировки нефти марки Brent во второй декаде месяца неуклонно прибавляли, и 13 февраля превысили $83 за баррель. На локальном отрезке нефть дорожает, и этому есть причины. На Ближнем Востоке по-прежнему неспокойно. В Красном море угроза атак йеменских хуситов на танкеры не снята. На маршруте дорожает страховка партий — теперь в цену «бочки» закладывается примерно $1 или более страховой премии. Относительно слабый доллар также поддерживает сырьевые цены – ФРС США не думает снижать ставки примерно до середины года.
С другой стороны, на годовом горизонте цена барреля — в зоне риска для экспортеров. Много внимания в западных СМИ уделяется тому, что ОПЕК+ пока не может даже новыми квотами «поднимать» мировую цену барреля. На рынке складывается профицит. Сильно сказывается посредственный спрос на углеводороды в КНР.
Министерство энергетики США ожидает снижения мировых цен на нефть в 2024 году из-за роста ее запасов. Это следует из ежемесячного прогноза Управления энергетической информации (EIA) ведомства. В свою очередь глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль в интервью Bloomberg TV заявил, что мировой спрос на нефть в 2024 году вырастет на 1,2–1,3 млн баррелей в сутки (это значительно слабее, чем в прошлом году). Он добавил, что «рост предложения более чем удовлетворит спрос в этом году».
В этих условиях важным фактором для нефтеэкспортеров становится удержание доли рынка. Яркий пример — ход саудитов: госконцерн Saudi Aramco неожиданно сохранил мартовские цены на свою флагманскую легкую нефть Arab для покупателей в Азии на уровне более чем двухлетнего минимума. Об этом Aramco объявил 6 февраля.
Вскоре от ОПЕК+ могут потребоваться очередные оперативные решения. Нефтяная коалиция просчитывает все вероятные сценарии. «Страны ОПЕК+ готовы при необходимости к новым мерам на рынке нефти, речь может идти как про снижение, так и про рост добычи», — заявлял в начале февраля вице-премьер РФ Александр Новак.
Тем временем нефтяной и нефтепродуктовый экспорт из России в целом стабилен, а в отдельных сегментах даже замечен прогресс. К примеру, по данным аналитической компания Kpler, морской экспорт российского дизтоплива в январе 2024 года составил около 1,082 млн баррелей в сутки (б/с). Это выше 1,012 млн б/с — уровня декабря прошлого года. Такую статистику представила аналитическая компания Kpler. Крупнейший покупатель российского дизтоплива — Турция — заметно нарастила импорт. На Турцию в январе пришлось более трети поставок — 0,378 млн б/с против 0,323 б/с в декабре 2023 года. Второй по объемам импорта дизеля из РФ следует Бразилия, доля которой превышает 20%. Еще около 5% поставок пришлось на Сенегал, который вдвое увеличил закупки российского дизтоплива и пока является третьим по величине импортером. Впрочем, около 165 тысяч б/с составили партии, пункты назначения которых Kpler не уточнила. Крупными покупателями российского дизтоплива также являлись страны Северной Африки, совокупно на них пришлось около 8% экспорта.
Впрочем, есть и некоторые пробуксовки. Скажем, индийская нефтеперерабатывающая компания Bharat Petroleum Corp (BPCL) отказывается заключать контракты на закупку российской нефти марки Sokol. Хотя «замещение» происходит за счет другой российской марки – Urals. Глава BPCL Санджай Кхан ранее заявлял, что компания не намерена отказываться от российской нефти и будет заключать контракты с любыми поставщиками, если это будет коммерчески выгодно.
Министерство финансов США снова расширило перечень санкций, введенных в отношении России. Под ограничительные меры попали три компании, зарегистрированные в ОАЭ, еще одна — из Либерии, а также танкер, который ходит под флагом Габона. В сообщении Управления по контролю за иностранными активами Минфина США указывается, что ограничения введены против либерийской фирмы NS Leader Shipping Incorporated, включая ее танкер NS LEADER, и эмиратских компаний Oil Tankers SCF MGMT FZCO, Talassa Shipping DMCC и Zeenit Supply & Trading.
В декабре 2023 года США и другие страны G7 объявили об ужесточении мер по контролю за соблюдением ценового потолка на российскую нефть ($60 за баррель). Ужесточение санкций сопровождается введением ограничений в отношении судоходных компаний, перевозящих сырье из России.
Агентство Bloomberg сообщило, что примерно половина из полусотни танкеров, на которые власти США с осени прошлого года начали налагать санкции, пребывают в режиме простоя с момента их внесения в «блок-лист».
есь прошлый год для российского ТЭК прошел под аккомпанемент усиления санкций. Но озвученная предварительная статистика обнадеживает: вице-премьер Александр Новак в ходе открытого диалога в Совете федерации заявил, что в 2023 года экспорт нефти из России снизился на 3,3%, до 234,3 млн тонн (в 2022 г. — 242,2 млн тонн). Что, в общем-то, можно считать вполне хорошим показателем, учитывая еще и тренд с более жестким режимом квотирования в рамках ОПЕК+.