
Игорь Пшеничников, политолог
Правительство Венесуэлы прекратило любезничать и расшаркиваться с сотрудниками ООН, которые ведут откровенно подрывную деятельность против правительства президента Николаса Мадуро. Официальный Каракас обвинил Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в том, что оно стало инструментом для "заговорщиков и террористов".
Венесуэла приостановила деятельность в стране Технического консультативного бюро Верховного комиссара ООН по правам человека и потребовала от его сотрудников покинуть национальную территорию в течение 72 часов. Выступая по национальному телевидению, министр иностранных дел Венесуэлы Иван Хиль объявил о "всеобъемлющем пересмотре" в течение 30 дней условий сотрудничества, изложенных в меморандуме о взаимопонимании, подписанном ранее страной с этой структурой ООН.
В официальном коммюнике правительство Венесуэлы подчеркнуло: "Это решение принято из-за неподобающей деятельности, которую развернуло это учреждение ООН. Эта деятельность не только не свидетельствует о беспристрастности этого учреждения, но привела к тому, что оно стало карманной структурой путчистских и террористических группировок, которые постоянно плетут заговор против страны".
Западная пресса обращает внимание на то, что заявление министра иностранных дел Ивана Хиля прозвучало "всего через несколько дней" после задержания в Венесуэле некоей Росио Сан-Мигель – "известного эксперта", как ее представляют, в области прав человека. После ее задержания несколько учреждений, действующих под эгидой ООН, опубликовали онлайн-заявления, в которых выразили обеспокоенность этим арестом. Некоторые из этих учреждений назвали это "частью схемы, по которой правительство пытается заставить замолчать критиков путем запугивания".
На самом деле всё объясняется по-другому. В октябре 2023 года правительство Венесуэлы подписало с местной оппозицией так называемое "барбадосское соглашение". В нем стороны договорились о "работе над проведением свободных и справедливых президентских выборов", которые должны состояться в течение 2024 года, хотя дата их пока не объявлена. В результате администрация США, "в поощрение демократического процесса в Венесуэле" смягчила санкции в отношении нефтяного сектора Венесуэлы. Страна получила возможность экспортировать свою нефть и, соответственно, предпринять меры по смягчению экономического кризиса, спровоцированного теми же Соединенными Штатами.
Между тем, в понимании Вашингтона "демократический процесс" в Венесуэле – это свержение правительства Мадуро, приведение к власти некоего марионеточного персонажа, который вернет богатейшие нефтяные запасы Венесуэлы под контроль США. В контексте объявленных в Венесуэле президентских выборов Вашингтон и его западные союзники начали массированное давление на правительство Мадуро с тем, чтобы расширить простор для деятельности оппозиции и в конце концов привести одного из ее представителей в президентский дворец.
Кроме того, правительство Венесуэлы рассматривается в США как один из главных и опасных для Америки союзников России. И потому Венесуэла вместе с Кубой и Никарагуа причислены Вашингтоном к "тройке тираний в Латинской Америке", которые должны быть свергнуты. Поэтому совершенно неудивительно то, что из Венесуэлы с регулярной периодичностью приходят новости о попытках госпереворота. В конце января президент Венесуэлы Николас Мадуро сообщил, что ультраправая оппозиция приняла участие в пяти антиправительственных заговорах и тем самым нарушила "барбадосское соглашение". Мадуро указал, что подписанные в Барбадосе соглашения включали в себя положения "об окончательном отказe экстремистского правого крыла оппозиции от любых насильственных действий, <…> и предписывали уважать законность, мир и сотрудничать в восстановлении экономики Венесуэлы".
Насильственные действия, о которых говорил Мадуро, это попытки убить его. И прибегает к ним оппозиция, подталкиваемая Штатами, поскольку сил на политическом поле ей не хватает. После неудачного проекта с "временным президентом Венесуэлы" Хуаном Гуайдо, который не смог привлечь на свою сторону народные массы и своей деятельностью лишь дискредитировал своих американских кураторов, США и их союзники сейчас активно ищут другого персонажа, который мог бы предстать "единым кандидатом в президенты Венесуэлы" от оппозиции. Пока все усилия посольства США и других западных стран в Каракасе на этом поприще терпят неудачу. Выдвигаемые американцами периодически на первый план венесуэльские "оппозиционные политики" кажутся довольно карикатурными. Устраиваемый Соединенными Штатами PR вокруг этих персонажей бежит впереди них и превращается в мыльные информационные пузыри, пустота которых всем очевидна. Один из таких персонажей – всплывшая из прошлого бывший депутат Национальной ассамблеи (парламента) Мария Корина Мачадо, из которой США пытаются слепить "лидера оппозиции" по образу Хуана Гуайдо.
США явно пытаются раскачать ситуацию в Венесуэле, чтобы под шумок очередной "цветной революции" привести в стране своего ставленника, как это уже много раз наблюдалось в других странах. К этой "работе" привлечены не только посольства европейских стран в Каракасе, но и, как оказалось, профильные структуры ООН. А то, что бюрократия ООН работает исключительно с оглядкой на Белый дом и даже по его партитуре, - ни для кого не секрет. Просто Венесуэла, в отличие от многих других, не боится об этом говорить вслух.