
Владимир Блинков, экономический обозреватель
Как сообщило агентство Associated Press со ссылкой на данные Министерства торговли США в 2023 г. в структуре экспорта в США произошли значимые изменения. Мексика впервые более чем за два десятилетия обошла Китай по объему экспорта товаров. Стоимость экспортированных ею товаров выросла почти на 5% по сравнению с 2022 г. и превысила 475 млрд долл. На втором месте – Канада, а стоимость китайского импорта снизилась на 20% до 427 млрд долларов, и он опустился на третье место. Это было расценено администрацией США как победа в борьбе за снижение зависимости от Поднебесной за счет роста импорта из более близких стран.
Произошедшая смена лидера отражает, прежде всего, нарастание напряженности в отношениях между Вашингтоном и Пекином. С 2018 г. США вводят тарифы на китайские товары, обвиняя Китай в нарушении правил ВТО. Нынешний президент Джо Байден призвал американские компании искать поставщиков в дружественных странах поближе к дому, сокращая импорт из Китая. Бенефициарами этой тенденции и стали Мексика и страны Юго-Восточной Азии, прежде всего Вьетнам.
Но если посмотреть повнимательнее, то картина совсем не так неоднозначна, как ее представляют американские СМИ. Да, Мексика заняла сейчас место крупнейшего торгового партнера США. Но значит ли это, что она приходит на смену КНР в качестве «мастерской для США», а Вашингтон, наконец, сможет сократить экономическую зависимость от Пекина?
Таможенная статистика последних лет показывает, что вскоре после введения заградительных пошлин против китайских товаров Мексика и Канада формально вышли на первые места по показателям товарооборота. Но, затем, в самый разгар пандемии коронавируса в 2020 г., ситуация стала вновь меняться. Американцы начали массово покупать произведенные в Китае компьютеры, смартфоны, ноутбуки и другую электронику, что повлекло рост доли Китая в общем объеме товарооборота.
Нынешний спад в торговле стал отражением обострения отношений между Пекином и Вашингтоном уже во время администрации Джо Байдена и начавшихся на фоне конфликта на Украине разговоров о необходимости сокращения экономических связей с Китаем. Так что падение взаимной торговли свидетельствует скорее о результатах политического вмешательства, чем об экономических сдвигах. Поэтому изменение внешней конъюнктуры может привести к возвращению более естественной ситуации, и даже продолжение соперничества Вашингтона и Пекина вряд ли помешает этому. Особенно, если учесть, что Китай теперь выходит на мировой рынок с продукцией Huawei, экосистемами социальных сетей, развитым машино- и автомобилестроением. А в последние годы почти половину экспорта из Китая в США составляли как раз электроника и продукция машиностроения.
Да и китайское руководство предпринимает вполне успешные шаги, чтобы противодействовать тенденции, которую стремятся сформировать в Вашингтоне. Так, в последние годы руководство КНР стремится развивать торгово-экономические отношения с Мексикой, чтобы получить выгоду от торгового соглашения между США Мексикой и Канадой (NAFTA). 16 ноября 2023 г. председатель КНР Си Цзиньпин встретился с президентом Мексики Андресом Мануэлем Лопесом Обрадором на полях 30-го саммита АТЭС и призвал к расширению китайско-мексиканского сотрудничества в сферах финансов, электромобилей и других новых отраслях. Он заявил, что стороны должны эффективно использовать механизм межправительственного сотрудничества и углублять кооперацию в развитии инфраструктуры и других традиционных областях. Отметил, что в настоящее время стратегический, взаимодополняющий и взаимовыгодный характер китайско-мексиканских отношений становится все более заметным и заявил, что Пекин готов совместно с Мехико работать над укреплением такого взаимодействия.
Следуя этому курсу, китайские производители в последние годы активизировали сотрудничество с мексиканскими предпринимателями в таких областях, как железные дороги, автомобили и новая энергетика и открыли ряд заводов в Мексике. Значительно вырос объем торговли. В 2023 г. Китай занял второе место среди торговых партнеров Мексики. Его экспорта составил 118 млрд долл. или 20% (на первом месте США - 265 млрд долл., 43%).
Примерно то же можно сказать и о Вьетнаме, который в последние годы стал одним из ключевых сборочных звеньев в цепочках китайских поставок, нацеленных на американских потребителей (вьетнамские предприятия закупают у Пекина компоненты, из которых собирается продукция для экспорта в западные страны). Причем, как сообщило 8 декабря 2023 г. агентство Reuters, китайские инвестиции во Вьетнам резко выросли в прошлом году на фоне соперничества с США за влияние в этой стратегической стране Юго-Восточной Азии. Они составили 8,2 млрд долл. за 11 месяцев 2023 г., что сделало КНР крупнейшим инвестором во Вьетнаме (в 2001 г. Китай занимал 14 место). Отмечу, что торговые соглашения Вьетнама с западными партнерами как правило включают пункт, чтобы вьетнамцы закупали материалы для производства продукции у себя или у соответствующих партнеров из «дружественных» торговых блоков. Это характерно, например, для производителей одежды. Поэтому китайские инвесторы заинтересованы вкладывать средства в цепочки поставок Вьетнама, чтобы получить доступ к торговым соглашениям, частью которых Китай не является.
В итоге производство готовой продукции как в Мексике, так и во Вьетнаме все больше зависит от поставок китайской промежуточной продукции и ресурсов. И естественно, что по мере роста экспорта в Америку эти страны резко увеличился импорт промежуточных материалов из Китая. Например, китайский экспорт автозапчастей в Мексику, одну стран, извлекающих выгоду из американской политики снижения рисков, удвоился за последние пять лет.
Поэтому следствием решений администрации Байдена на практике, как отметили 10 августа 2023 г. эксперты журнала «Economist» в статье «Стратегия Джо Байдена в отношении Китая не работает. Цепочки поставок становятся все более запутанными и непрозрачными», стало пока только разрастание тарифов и ужесточение экспортного контроля.
Подтверждает этот вывод и исследование МВФ, в котором отмечено, что хотя прямые экономические связи между Китаем и Америкой сокращаются и падение китайского экспорта в 2023 г. тому свидетельство, даже в высокотехнологичных производственных секторах, где Америка как раз больше всего стремится уйти от Китая, страны, которые в наибольшей степени проникли на американский рынок, имеют самые тесные промышленные связи именно с Китаем. В результате цепочки поставок усложнились, торговля стала дороже, но доминирование Китая не уменьшилось. В «самых же вопиющих случаях», отметили эксперты МВФ, китайские товары просто переупаковывают и отправляют через третьи страны в Америку.
Так что в реальности политика администрации Байдена привела к негативному для нее эффекту, подтолкнув союзников Америки ближе к Китаю. Так что пока Китай скорее одерживает верх.