Москва
22 сентября 2025 / 06:10
Москва
22 сентября 2025 / 06:10
Котировки
USD
22/09
83.5904
0.0000
EUR
22/09
98.8845
0.0000
Экономика
Западная пропаганда взялась за экономику КНР
Между тем экономические показатели Китая превосходят статистику западных стран
13 марта 2024 / 19:56
Западная пропаганда взялась за экономику КНР

Владимир Блинков, экономический обозреватель

Западные эксперты в последнее время не устают говорить о замедлении экономики Китая, все чаще появляются статьи о рисках ее «японизации» (имеется в виду более, чем 20-летняя стагнация и дефляция японской экономики). Так, недавно статью на эту тему в New York Times опубликовал известный американский экономист, нобелевский лауреат Пол Кругман. По его мнению, Китай отстает от ожиданий практически по всем экономическим показателям, кроме ВВП, а его экономика переживает дефляцию японского типа. Это не полномасштабный кризис, считает он, но эти данные указывают, что Китай вступает в эпоху застоя. Правительство КНР долго маскировало проблему потребительских расходов и, в итоге, сформировало гигантский пузырь на рынке недвижимости, который может лопнуть.

Сходную, также пессимистичную статью опубликовало издание The Business Insider. Но, оно акцентировало внимание на дефляции в КНР, считая ее признаком того, что китайская экономическая модель исчерпала себя и требует болезненной реструктуризации.

Международное рейтинговое агентство Moody’s в конце 2023 г. ухудшило прогноз кредитного рейтинга КНР со «стабильного» до «негативного», обосновав свое решение ростом рисков из-за использования финансовых стимулов поддержки закредитованных местных органов власти и непрекращающегося спада на рынке недвижимости. Специалисты агентства считают, что рост ВВП Китая замедлится до 4% в 2024-2025 гг. и 3,8% в 2026-2030 гг.

На таком фоне западные инвесторы, прежде всего американские, резко сократили долю китайских активов в своих портфелях.

Но так ли все мрачно? Ведь по итогам 2023 г. рост ВВП КНР составил 5,2% - значительно больше, чем в США и ЕС. Да,  проблемы у Китая действительно есть и возникли они не сегодня. Основные из них: слабая потребительская активность, кризис на рынке недвижимости, высокая доля инвестиций в ВВП, высокая долговой нагрузка бизнеса и местных администраций, старение населения и др. В частности, недостаточный потребительский спрос (он вырос в 2023 г. только на 0,2%) и послужил одной из причин снижения цен производителей на 3%. Внесли свой вклад и напряженность в отношениях с США, стагнация в Европе – основных торговых партнерах Поднебесной, что повлекло снижение экспорта в эти страны более чем на 10%.

Руководство Китая понимает проблемы и пытается их решать. В конце 2023 г. оно заявило о намерении проводить в 2024 г. проактивную фискальную политику для поддержки роста экономики. Для решения долговых проблем планируются специальные выпуски суверенного долга и долгов местных администраций, а Народный банк Китая намерен поддерживать низкие процентные ставки.

Принятые меры дают первые результаты. Китайский экспорт за 2 месяца 2024 г. оказался на 7,1% выше, чем в аналогичный период 2023 г. (эксперты ожидали рост на 1,9%), а импорт увеличился на 3,5% при прогнозе 1,5%. Профицит торгового баланса вырос до 125,16 млрд долл. по сравнению с прогнозом в 103,7 млрд долл. Пока эти данные по мнению старшего экономиста компании Economist Intelligence Сюй Тяньчэня «отражают восстановление мировой торговли, а также эффект низкой базы в в январе-феврале 2023 г., но они свидетельствуют и о стабилизации экономической ситуации». Однако, по мнению экономиста Цзычунь Хуан из Capital Economics, «есть сомнения в устойчивости этой тенденции, поскольку экспортеры теперь имеют более ограниченные возможности по снижению цен для обеспечения доли рынка». Она считает, что необходимо увидеть более уверенную тенденцию роста экспорта, чтобы убедиться, что этот важнейший драйвер роста китайской экономики поддержит ее в будущем.

С ее мнением можно согласиться т.к. на неустойчивость ситуации указывает и ряд других экономических показателей. Так, производственная активность в феврале продемонстрировала сокращение 5-й месяц подряд, хотя индекс активности в непроизводственной сфере «нарисовал» более благоприятную картину - он вырос до 51,4 в феврале с 50,7 месяцем ранее. Как сообщило NBS, в то время как активность в строительной отрасли и в сфере недвижимости снизилась, динамика в отраслях общественного питания, транспорта и сфере развлечений указала на восстановление активности – соответствующий индекс превысил 55.

На таком фонеруководство страны ставит амбициозные цели. Премьер-министр Китая Ли Цян, выступая с ежегодным отчетом о работе правительства на Пленуме ВСНП, объявил о цели экономического роста на 2024 г. около 5%, подтвердил намерение создать 12 млн новых рабочих мест и пообещал преобразовать модель развития страны. Приоритетным направлением заявлен переход от стадии стремительного роста к стадии высококачественного развития с ведущей ролью инноваций.

Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2023 г. Так, объём производства интеллектуальных продуктов - сервисных роботов и оборудования для 3D-печати увеличился на 23,3% и 36,2% соответственно. Согласно отчёту Международной федерации робототехники, процент внедрения роботов в Китае составил 52% от общемирового, а запасы роботов превысили 1,5 млн ед. Выпуск солнечных батарей, автомобилей на новых источниках энергии и генераторных установок увеличился на 54%, 30,3% и 28,5%. В итоге добавленная стоимость отраслей по производству оборудования увеличилась на 6,8% по сравнению с 2022 г., а их вклад в рост всех крупных промышленных предприятий составил около 50%.

Инвестиции в высокотехнологичные отрасли также растут опережающими темпами, в 2023 г. они увеличились на 10,3% по сравнению с 2022 г., в том числе в высокотехнологичное производство - на 9,9%, а в высокотехнологичные сферы услуг - на 11,4%. По состоянию на сентябрь прошлого года общее число китайских предприятий в этих отраслях превысило 2 млн.

Эти цифры показывают, что высокотехнологичное направление трансформации в промышленности Китая развивается достаточно успешно. А сочетание сильного рынка Китая и возможностей производства и поставок формирует значительный потенциал для его дальнейшего развития.   И новые отрасли, вероятно, станут важной силой, которая будет поддерживать экономический рост. В итоге, как написало 2 марта The Wall Street Journal, мировую экономику может захлестнуть новая волна экспорта китайских товаров. По оценкам специалистов издания она станет заметной уже в 2025-2028 гг. Однако, в отличие от предыдущей волны периода 1990-2000-х годов, речь будет идти о высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью. И, по мнению специалистов издания, «Китай будет все больше оттеснять производителей развитых стран из ниш, на которых они укрепились, что уже хорошо просматривается по экспорту электромобилей».