Владимир Блинков, экономический обозреватель
В сентябре 2023 г. Брюссель пошел на принципиальный конфликт с Пекином в экономической области - начал расследование в отношении электромобилей из Китая, чтобы получить формальные основания для «удаления китайцев» с рынка. К началу июня, по данным Reuters, расследование было завершено и 5 июня планировалось объявить решение. Но в последний момент европейская комиссия (ЕК) отложила его принятие до окончания выборов в европейский парламент. Пошлины, которые могут быть введены, повлекут для китайских производителей дополнительные расходы на миллиарды долларов и стать причиной торговой войны.
Отмечу, что отношения ЕС и Китая в последние годы постоянно ухудшаются. Причины, в основном, политические - ЕС стремится снизить риски экономической зависимости от Китая, но хотел бы сохранить большие объемы торговли. В попытках разрешить эти противоречивые устремления Китай за последний год посетили практически все руководители Еврокомиссии, включая Шарля Мишеля и Урсулу фон дер Ляйен, а также канцлер ФРГ Олафа Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон. В мае председатель КНР Си Цзиньпин приезжал в Европу, чтобы убедить европейцев не предпринимать шагов против китайской промышленности. Но противоречия устранить не удалось.
Основной причиной недовольства Брюсселя является огромный дисбаланс в торговле между ЕС и Китаем, который в 2023 г. приблизился к 400 млрд евро в пользу КНР. Еврокомиссия (ЕК) обвиняет в возникновении такой ситуации Пекин, утверждая, что китайские власти устанавливают препятствия для деятельности европейских компаний на китайском рынке (торговая палата ЕС в Китае выставила список из 1058 претензий), в то же время сами демпингуют на европейском. Это, по мнению еврочиновников, позволяет Пекину завозить в ЕС все больше товаров с высокой добавленной стоимостью – смартфонов, компьютерного оборудования, систем обработки данных, оборудования для зеленой энергетики.
Кроме того, как считают в ЕК, Китай помогает России обходить западные санкции. Однако, по мнению ряда аналитиков, это утверждение еврочиновники используют как предлог для установления барьеров для продвижения высокотехнологичных китайских продуктов. Так, еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка Тьерри Бретон еще в июне 2023 г. призвал страны ЕС присоединиться к усилиям ЕК по блокированию использования оборудования Huawei и ZTE в телекоммуникационных сетях 5G. В санкционный список включены также китайские компании 3HC Semiconductors, King-Pai Technology и гонконгские Sinno Electronics, Sigma Technology, Asia Pacific Links, Tordan Industry и Alpha Trading Investments. Все они работают в области электроники.
При воплощении в жизнь рестрикицонных мер еврочиновники все теснее координируют «китайскую политику» с Вашингтоном. Так, вслед за США они ужесточили условия приобретения китайскими компаниями активов в европейской промышленности, в первую очередь в инфраструктурных и высокотехнологичных областях. Сейчас обсуждается введение импортных ограничений в отношении китайских чипов, в биотехнологиях.
Объясняя свои действия еврочиновники говорят, что они хотят лишь обезопасить цепочки поставок от проблем, связанных с растущей геополитической напряженностью, но при этом не хотят разъединяться с китайской экономикой. Этот курс даже получил доктринальное оформление - в новой стратегии ЕС в отношении Китая, обнародованной в июне 2023 г. В ней была поставлена задача снижения зависимости от Китая в части критически важных материалов и товаров, в особенности в импорте редкоземельных металлов, необходимых для технологий возобновляемой энергетики, где Европа на 98% зависит от Китая. В реализации своих планов еврочиновники возлагают определенные надежды на то, что Китай в условиях замедления своей экономики проявит большую сговорчивость, чтобы сохранить объемы экспорта в ЕС.
Правда сейчас неясно будет ли такой курс продуктивным. Ведь в отличие от Европы США для защиты своей промышленности с легкостью действуют и против своих европейских друзей. Так, недавно BMW ввез в США около 8 тыс. автомобилей Mini Cooper с электронными компонентами от китайской Sichuan Jingweida Technology Group. Американцы немедленно приняли меры против автомобильных поставщиков, пользующихся услугами китайской компании, в их числе Jaguar Land Rover, Volvo и Volkswagen. Вся их продукция оказалась «на карантине».
Отмечу, что европейская автопромышленность сильно пострадала от введения антироссийских санкций, что повлекло рост издержек на десятки процентов. Отчасти, именно поэтому европейским производителям сложно конкурировать с китайскими. Кроме того, зеленый курс, повлекший замену двигателей внутреннего сгорания на аккумуляторы, нивелировал складывавшееся десятилетия превосходство европейцев в технологиях. В итоге, бум электромобилей оказался серьезной проблемой для европейского производства - по итогам 2023 г. почти каждый пятый электромобиль на европейском рынке оказался китайского производства. Более того, китайская BYD обогнала немецкий Volkswagen по числу продаж в Швеции, а также компанию Илона Маска Tesla, став одним из самых агрессивно растущих игроков на рынке.
По мнению западных экспертов выхода из данной ситуации два: либо отказаться от амбиций электрифицировать авторынок, что не очень подходит идеологически, либо попробовать закрыть рынок высокими пошлинами. По разным оценкам для эффективной защиты производителей в Европе нужно повысить тарифы на продукты китайского автопрома до 25-55% (сейчас 10%). Все это происходит на фоне того, что явных признаков демпинга нет - китайские машины продаются в ЕС дороже, чем в Поднебесной. А под удар попадут не только китайские, но и европейские и американские инвесторы. Так, в числе акционеров упомянутой BYD компания Berkshire Hathaway Inc. Уоррена Баффета.
Но в сложившихся условиях введение заградительных пошлин на электромобили может стать последней каплей в этом противостоянии. В ответ китайские государственные СМИ и Торгово-промышленная палата КНР допускают введение ограничений и пошлин на продукты питания: молочные изделия и вино, а также продукцию авиапрома и автомобили. Пища составляет небольшой процент от европейского экспорта в Китай и поэтому она выглядит перспективным вариантом для ответных мер -большого урона китайскому потребительскому рынку нанесено не будет. В то же время вопросы, связанные с АПК, в Европе, тратящей десятки миллиардов евро на субсидии, всегда воспринимали крайне болезненно. Особенно сейчас, на фоне недавних протестов фермеров.
Пока стороны декларируют намерения урегулировать экономические трения путем диалога. Но, как заявили в Министерства торговли Китая «если ЕС не будет следовать своим принципам и продолжит подавлять китайские компании, Китай примет все необходимые меры для надежной защиты законных интересов китайских компаний». Так, что переход к настоящей торговой войне может произойти уже в ближайшее время.
.